По территории Республики Казахстан (РК) проходят 5 международных транспортных коридоров, транзит грузов по которым в 2010 г. составил 15 млн. т, совокупный доход – $864 млн. До 2015 г. объем транзита планируется увеличить до 25 млн. т.
В РК принята Государственная программа форсированного индустриально-инновационного развития страны до 2015 г. В ее рамках реализуется Программа развития транспортной инфраструктуры на 2010-2014 гг., в которой содержится 63 инфраструктурных проекта на более чем $19 млрд. Наиболее крупный из них – возрождение “Великого Шелкового пути”. С 2009 г. идет реализация проекта автодорожного коридора Западная Европа – Западный Китай протяженностью 8445 км, в том числе по территории Казахстана – 2787 км (в 2011 г. будет построен участок протяженностью 750 км). Завершение строительства этого трансконтинентального автодорожного коридора намечено на 2013 г.
Кроме того, к 2015 г. будут реконструированы все проходящие по территории Казахстана международные автодорожные коридоры общей протяженностью 8415 км.
По оценкам Министерства транспорта и коммуникаций РК, доля сухопутного маршрута через страны Таможенного союза (ТС) может составить 15-18% грузопотока в направлении Китай – Европа.
В ходе VIII Международной конференции “ТрансЕвразия-2011” министр транспорта и коммуникаций РК Б. Камалиев сообщил, что первые итоги работы ТС показали, что в 2010 г. объемы взаимной торговли Казахстана с Россией увеличились на 27%, Беларусью – на 56%.
С начала действия ТС экспорт продукции из Казахстана в РФ вырос на 36%, объем внешней торговли со странами Таможенного союза – на 28% (с $13 млрд. до $16,5 млрд.) и составил 18,5% совокупного товарооборота РК.
По мнению Б. Камалиева, ТС путем устранения ряда препятствий при пересечении границ может внести значительный вклад в создание эффективных транспортных коридоров, соединяющих Китай с Европой. “В частности, железнодорожный маршрут Урумчи (КНР) – Алашанькоу – Достык (Казахстан) – Москва – Брест требует всего одного таможенного досмотра на станции Достык при минимальных издержках на пересадочных станциях, – отметил министр. – А со временем, в том числе после замены одного участка пути, транспортный коридор Достык/Хоргос – Москва – Брест может превратиться в экономически эффективный коридор”. (БИКИ/Транспорт Украины, СНГ, мира)