В настоящее время функции транспортно-экспедиторских фирм значительно усложнились. Им приходится теперь вступать в контакты со значительно большим числом сторон: перевозчиками, поставщиками складских и логистических услуг, таможенными агентами, непосредственными грузоотправителями. Кроме того, они отвечают сейчас не только за доставку груза в страну назначения, но и его поступление на предприятие конечного грузополучателя. Это усложнение обеспечило некоторым ведущим транспортно-экспедиторским компаниям новые возможности для совершенствования предлагаемых ими услуг и информационно-технологической базы, что, в свою очередь, позволило им не отставать от растущего спроса. И хотя отраслевые аналитики несколько расходятся во мнениях относительно того, какие фирмы должны по итогам 2010 г. входить в список 25 крупнейших, все они согласны с тем, что по мере распространения глобализации на новые регионы эти главные игроки станут только крупнее и сильнее.

Аналитическая фирма “Transport Intelligence” (“Ti”) по сумме совокупных поступлений за доставку воздушных и морских грузов в 2010 г. ставит на первое место швейцарскую компанию “Kuehne + Nagel”, а на второе – американскую “DHL”. 10 ведущих в ее списке компаний обеспечили в указанном году 44% мирового объема транспортно-экспедиторских услуг против 40% в 2006 г. Рост этой доли объясняется консолидационными процессами, несмотря на которые отрасль остается достаточно раздробленной, а на занимающую первое место “Kuehne + Nagel” приходится менее 10% ее оборота. Тем не менее средняя норма прибыли у транспортно-экспедиторских фирм списка “Ti” превышает 9%, тогда как у большинства крупнейших компаний других отраслей она, по утверждению “Ti”, колеблется в пределах 2-4%.

2011 год, как считает “Ti”, будет для рассматриваемой отрасли также успешным, ибо объемы отправляемых в настоящее время воздушных и морских грузов продолжают расти, хотя и не так быстро, как в 2010 г. Кроме того, из-за увеличения парков у морских и воздушных перевозчиков их тарифы понизились, что будет способствовать росту валовой прибыли транспортно-экспедиторских компаний.

Исследование по мировому транспортно-экспедиторскому рынку провела и фирма “Armstrong & Assiciates”. В ее списке 25 крупнейших экспедиторов на первом месте стоит “DHL”, значительно опережающая “Kuehne + Nagel” по чистым доходам.

Большинство фигурирующих в списке “Armstrong & Associates” компаний базируются в Европе, тогда как заказы им обеспечивает в основном АТР, и такой парадокс в ближайшие годы сохранится, так как для проникновения на мировой транспортно-экспедиторский рынок требуются колоссальные денежные, людские и другие ресурсы.

По мнению “Armstrong & Associates”, ведущие мировые транспортно-экспедиторские фирмы есть не что иное, как специализирующиеся на логистике крупные независимые компании, которые имеют все возможности для того, чтобы успешно конкурировать на глобальном рынке.

“Armstrong & Associates” считает, что по валовым поступлениям и объемам доставленных в 2010 г. морских и воздушных грузов 25 крупнейших транспортно-экспедиторских фирм мира  должны быть ранжированы в следующем порядке:

    Чистые поступления, млн. $ Валовые поступления, млн. $ Морские контейнерные грузы, тыс. TEU Воздушные грузы, тыс. т
  1 DHL Supply Chain & Global Forwarding 19816 30486 2772,0 4435,0
  2 Kuehne + Nagel 5727 19476 2945,0 948,0
  3 DB Schenker Logistics 9120 18999 1647,0 1225,0
  4 Panalpina World Transport (Holding) Ltd. 1423 6887 1241,0 892,0
  5 UPS Supply Chain Solutions 6462 8923 700,0 862,0
  6 CEVA Logistics 5670 9091 672,0 536,0
  7 Sinotrans Ltd. 1044 6286 6944,0 384,1
  8 Expeditors International of Washington, Inc. 1693 5968 879,7 807,2
  9 Bollore/SDV Logistics 1233 6163 705,0 500,0
10 DSV A/S 1678 7661 710,0 250,0
11 Nippon Express Co, Ltd. 1476 18450 330,9 855,4
12 Pantos Logistics Co, Ltd. 2972 1512,4 330,5
13 Yusen Logistics Co, Ltd. 2400 3814 600,0 500,0
14 Agility 1701 5266 550,0 490,0
15 Kintetsu World Express Inc. 468 3057 465,0 869,2
16 Hellmann Worldwide Logistics GmbH & Co KG 937 4687 407,7 513,3
17 Uti Worldwide Inc. 1556 4550 476,0 421,0
18 Damco International A/S 1200 2700 610,0 75,0
19 Geodis 1673 5578 385,0 152,0
20 C. H. Robinson Worldwide Inc. 1467 9274 258,7 45,0
21 Kerry Logistics 840 1400 576,0 158,9
22 Logwin AG 1333 1801 430,0 170,0
23 Toll Holdings Limited 4200 5303 185,0 130,0
24 Hyundai GLOVIS Co, Ltd. 6303 247,5 34,8
25 Sankyu Inc. 490 2341 710,0 18,1

Прошлый год был для рассматриваемой отрасли достаточно благоприятным. Что же касается перспектив, то многие транспортно-экспедиторские фирмы довольно осторожны в своих прогнозах на оставшиеся месяцы 2011 г. и 2012 г. “Panalpina”, недавно закончившая выполнение ряда крупных контрактов, не смогла в текущем году достаточно быстро найти новые заказы; частично это было связано с некоторым сокращением во II квартале потока отправляемых компаниями грузов. Сдержанно оценивает перспективы и “UPS Supply Chain Solutions”, хотя ее прибыль на акцию в указанном квартале оказалась самой высокой за всю историю фирмы.

Более оптимистично настроена компания “CEVA Logistics”, специализирующаяся на доставке тяжелого оборудования. Ей удалось получить много новых заказов, продлить сроки действия ряда существующих контрактов и найти новые рынки. (БИКИ/Транспорт Украины, СНГ, мира)