В настоящее время функции транспортно-экспедиторских фирм значительно усложнились. Им приходится теперь вступать в контакты со значительно большим числом сторон: перевозчиками, поставщиками складских и логистических услуг, таможенными агентами, непосредственными грузоотправителями. Кроме того, они отвечают сейчас не только за доставку груза в страну назначения, но и его поступление на предприятие конечного грузополучателя. Это усложнение обеспечило некоторым ведущим транспортно-экспедиторским компаниям новые возможности для совершенствования предлагаемых ими услуг и информационно-технологической базы, что, в свою очередь, позволило им не отставать от растущего спроса. И хотя отраслевые аналитики несколько расходятся во мнениях относительно того, какие фирмы должны по итогам 2010 г. входить в список 25 крупнейших, все они согласны с тем, что по мере распространения глобализации на новые регионы эти главные игроки станут только крупнее и сильнее.
Аналитическая фирма “Transport Intelligence” (“Ti”) по сумме совокупных поступлений за доставку воздушных и морских грузов в 2010 г. ставит на первое место швейцарскую компанию “Kuehne + Nagel”, а на второе – американскую “DHL”. 10 ведущих в ее списке компаний обеспечили в указанном году 44% мирового объема транспортно-экспедиторских услуг против 40% в 2006 г. Рост этой доли объясняется консолидационными процессами, несмотря на которые отрасль остается достаточно раздробленной, а на занимающую первое место “Kuehne + Nagel” приходится менее 10% ее оборота. Тем не менее средняя норма прибыли у транспортно-экспедиторских фирм списка “Ti” превышает 9%, тогда как у большинства крупнейших компаний других отраслей она, по утверждению “Ti”, колеблется в пределах 2-4%.
2011 год, как считает “Ti”, будет для рассматриваемой отрасли также успешным, ибо объемы отправляемых в настоящее время воздушных и морских грузов продолжают расти, хотя и не так быстро, как в 2010 г. Кроме того, из-за увеличения парков у морских и воздушных перевозчиков их тарифы понизились, что будет способствовать росту валовой прибыли транспортно-экспедиторских компаний.
Исследование по мировому транспортно-экспедиторскому рынку провела и фирма “Armstrong & Assiciates”. В ее списке 25 крупнейших экспедиторов на первом месте стоит “DHL”, значительно опережающая “Kuehne + Nagel” по чистым доходам.
Большинство фигурирующих в списке “Armstrong & Associates” компаний базируются в Европе, тогда как заказы им обеспечивает в основном АТР, и такой парадокс в ближайшие годы сохранится, так как для проникновения на мировой транспортно-экспедиторский рынок требуются колоссальные денежные, людские и другие ресурсы.
По мнению “Armstrong & Associates”, ведущие мировые транспортно-экспедиторские фирмы есть не что иное, как специализирующиеся на логистике крупные независимые компании, которые имеют все возможности для того, чтобы успешно конкурировать на глобальном рынке.
“Armstrong & Associates” считает, что по валовым поступлениям и объемам доставленных в 2010 г. морских и воздушных грузов 25 крупнейших транспортно-экспедиторских фирм мира должны быть ранжированы в следующем порядке:
Чистые поступления, млн. $ | Валовые поступления, млн. $ | Морские контейнерные грузы, тыс. TEU | Воздушные грузы, тыс. т | ||
1 | DHL Supply Chain & Global Forwarding | 19816 | 30486 | 2772,0 | 4435,0 |
2 | Kuehne + Nagel | 5727 | 19476 | 2945,0 | 948,0 |
3 | DB Schenker Logistics | 9120 | 18999 | 1647,0 | 1225,0 |
4 | Panalpina World Transport (Holding) Ltd. | 1423 | 6887 | 1241,0 | 892,0 |
5 | UPS Supply Chain Solutions | 6462 | 8923 | 700,0 | 862,0 |
6 | CEVA Logistics | 5670 | 9091 | 672,0 | 536,0 |
7 | Sinotrans Ltd. | 1044 | 6286 | 6944,0 | 384,1 |
8 | Expeditors International of Washington, Inc. | 1693 | 5968 | 879,7 | 807,2 |
9 | Bollore/SDV Logistics | 1233 | 6163 | 705,0 | 500,0 |
10 | DSV A/S | 1678 | 7661 | 710,0 | 250,0 |
11 | Nippon Express Co, Ltd. | 1476 | 18450 | 330,9 | 855,4 |
12 | Pantos Logistics Co, Ltd. | … | 2972 | 1512,4 | 330,5 |
13 | Yusen Logistics Co, Ltd. | 2400 | 3814 | 600,0 | 500,0 |
14 | Agility | 1701 | 5266 | 550,0 | 490,0 |
15 | Kintetsu World Express Inc. | 468 | 3057 | 465,0 | 869,2 |
16 | Hellmann Worldwide Logistics GmbH & Co KG | 937 | 4687 | 407,7 | 513,3 |
17 | Uti Worldwide Inc. | 1556 | 4550 | 476,0 | 421,0 |
18 | Damco International A/S | 1200 | 2700 | 610,0 | 75,0 |
19 | Geodis | 1673 | 5578 | 385,0 | 152,0 |
20 | C. H. Robinson Worldwide Inc. | 1467 | 9274 | 258,7 | 45,0 |
21 | Kerry Logistics | 840 | 1400 | 576,0 | 158,9 |
22 | Logwin AG | 1333 | 1801 | 430,0 | 170,0 |
23 | Toll Holdings Limited | 4200 | 5303 | 185,0 | 130,0 |
24 | Hyundai GLOVIS Co, Ltd. | … | 6303 | 247,5 | 34,8 |
25 | Sankyu Inc. | 490 | 2341 | 710,0 | 18,1 |
Прошлый год был для рассматриваемой отрасли достаточно благоприятным. Что же касается перспектив, то многие транспортно-экспедиторские фирмы довольно осторожны в своих прогнозах на оставшиеся месяцы 2011 г. и 2012 г. “Panalpina”, недавно закончившая выполнение ряда крупных контрактов, не смогла в текущем году достаточно быстро найти новые заказы; частично это было связано с некоторым сокращением во II квартале потока отправляемых компаниями грузов. Сдержанно оценивает перспективы и “UPS Supply Chain Solutions”, хотя ее прибыль на акцию в указанном квартале оказалась самой высокой за всю историю фирмы.
Более оптимистично настроена компания “CEVA Logistics”, специализирующаяся на доставке тяжелого оборудования. Ей удалось получить много новых заказов, продлить сроки действия ряда существующих контрактов и найти новые рынки. (БИКИ/Транспорт Украины, СНГ, мира)