Согласно сообщению премьер-министра Турции Р. Т. Эрдогана, в стране будет проложен искусственный канал близ Стамбула, чтобы разгрузить движение судов через самый узкий пролив в мире – Босфор и уменьшить экологическую угрозу. Новый канал получит название “Стамбул” и свяжет Черное море с Мраморным, из которого через пролив Дарданеллы суда попадают в Эгейское море. Точное место расположения нового канала пока не раскрывается, равно как и стоимость строительных работ. Ожидается, что строительство канала будет завершено к 2023 г., к празднованию 100-летия Турецкой Республики.
Канал станет одним из крупнейших инфраструктурных проектов XXI в. и будет больше Суэцкого и Панамского каналов. Его длина составит 40-45 км, ширина – 140-150 м, глубина – 25 м. По словам премьер-министра, новый канал сможет пропускать до 160 судов в день, включая нефтяные супертанкеры. Планирование займет два года.
В настоящее время ежегодно суда провозят через Босфорский пролив около 140 млн. т нефти, 4 млн. т сжиженного природного газа и 3 млн. т химикатов, представляющих опасность для здоровья 2 млн. человек, живущих и работающих на берегах этой водной артерии. Кроме того, по мнению директора аналитического отдела одного из крупнейших судовых брокеров “Simpson Spence & Young” М. Дженкинза, пропускная способность Босфора может снижаться и из-за погодных условий, например, во время туманов. Грузооборот страдает и из-за того, что выходящие из Черного моря суда испытывают проблемы с возвращением из-за перегруженности Босфорского пролива. Далее он добавил, если Турция действительно построит второй канал, страны, поставляющие товары через Черное море, в частности, Россия и Украина, окажутся в выигрыше, расширив поставки сырьевых и прочих товаров на новые рынки.
В случае реализации проекта турецких властей руководство Новороссийского порта ожидает экономического эффекта в большей степени от увеличения числа заходящих судов, чем от роста их тоннажа. В настоящее время порт принимает сухогрузы в среднем до 60 тыс. т, но имеется возможность принимать танкеры грузоподъемностью до 250 тыс. т.
Новый канал может повлиять на планы строительства нефтепроводов. В ближайшие годы крупные нефтяные месторождения Каспийского моря выйдут на максимальную добычу, и нагрузка на турецкие проливы увеличится. (БИКИ/Транспорт Украины, СНГ, мира)