Самая высокая концентрация рыночных услуг из всех видов экономической деятельности в 2011 г. была зафиксирована официальной статистикой в транспортном секторе. На этот вид деятельности пришлось более 30% из 41 трлн. сумов общей суммы рыночных услуг.

Эксперты связывают это с дополнительным импульсом, который придало развитию транспортной системы Узбекистана Постановление президента страны от 21 декабря 2010 г. “Об ускоренном развитии инфраструктуры транспортного и коммуникационного строительства в 2011-2015 гг.”. В рамках прогнозируемых финансовых вложений в транспортную инфраструктуру ($6,9 млрд.) 48,9% средств приходится на модернизацию автотранспортной инфраструктуры, 22,9% – железнодорожной и 9,4% – авиационного транспорта.

В рамках правительственного документа ведется широкомасштабное строительство и модернизация автомобильных и железных дорог, мостов, обновление парка автотранспортных средств, железнодорожных локомотивов и вагонного парка, приобретение новых средне- и дальнемагистральных пассажирских воздушных судов.

Основные направления транспортной политики – интеграция Узбекистана в международные транспортные коммуникации, развитие эффективных международных маршрутов для транспортировки внешнеторговых и транзитных грузов, модернизация транспортного комплекса и повышение транзитного потенциала.

Ускоренное развитие транспортной инфраструктуры отразилось на результатах работы этого сектора в 2011 г. По официальным данным, в прошлом году всеми видами транспорта было перевезено свыше 1,2 млрд. т грузов с приростом 8,7% к уровню 2010 г. и свыше 6,3 млрд. пассажиров (прирост 5,9%). Грузооборот составил 80,9 млрд. т-км и превысил уровень предыдущего года на 6,8%, пассажирооборот – 82,3 млрд. с приростом 7,8% к уровню 2010 г. отмечают эксперты.

Анализ показывает, что безусловным лидером по перевозке грузов и пассажиров является автомобильный транспорт, на долю которого приходится около 10% внешнеторговых и 88% внутренних пассажирских и грузовых перевозок. В 2011 г. этим видом транспорта было перевезено более 1,1 млрд. т грузов (90,6% к общему объему) и свыше 6,2 млрд. пассажиров (98,4% к общему количеству).

Динамику роста характеризуют сравнительные данные: в 2009 г. эти показатели составляли соответственно 754,9 млн. т грузов (84,9% к общему объему) и 4,4 млрд. пассажиров (96,8% к общему количеству перевезенных пассажиров).

Доля частных грузоперевозчиков в общем объеме грузооборота автомобильного транспорта составила 73,7% против 72,6% в 2010 г., отметили аналитики статистического ведомства.

Динамичный рост автоперевозок самым непосредственным образом связан с развитием сети автомобильных дорог.

Общая протяженность транспортных артерий Узбекистана, по данным ГАК “Узавтойул”, составляет 184 тыс. км. Из них 42,6 тыс. км – магистральные дороги общего пользования, в том числе 3,2 тыс. км – автотрассы международного значения.

В рамках масштабной программы обновления национальной автомагистрали в ближайшие годы планируется реконструкция и строительство автодорог общей протяженностью 1501 км, в том числе узбекского участка трансевропейского автомаршрута Е-40, пролегающего в направлении “Бейнеу – Кунград – Бухара – Навои – Самарканд – Ташкент – Андижан”, длиной 1139 км, уточнили в компании.

В транспортном комплексе Узбекистана особая роль принадлежит железнодорожному транспорту, в структуре которого более 35% составляют экспортно-импортные и транзитные грузы. В 2011 г. магистральным железнодорожным транспортом было перевезено 59,6 млн. т грузов, в том числе каменный уголь, нефтяные и строительные грузы, черный металл, химическая продукция, зерно и продукты перемола и др. Анализ показывает, что более 50% железнодорожных грузоперевозок приходится на нефтяные и строительные грузы, а также минеральные удобрения.

Прирост перевозок по сравнению с предыдущим годом составил 4,8%.

В прошлом году железнодорожным транспортом перевезено 14,9 млн. пассажиров с приростом 2,7% по сравнению с 2010 г.

По информации ГАЖК “Узбекистон темир йуллари”, общая протяженность железных дорог составляет более 7000 км, из которых 4600 км являются общемагистральными железными дорогами. Для дальнейшего развития комплекса ведется строительство новых железнодорожных участков, модернизация существующих магистралей, электрификация железнодорожных линий, обновление парка подвижного состава.

В последние годы построены железнодорожные участки “Навои – Учкудук – Султануиздаг – Нукус” протяженностью 341 км и “Тошгузар – Байсун – Кумкурган” протяженностью 220 км. Они призваны обеспечить бесперебойное железнодорожное сообщение между северным, южным и центральным регионами республики.

Железная дорога “Тошгузар – Байсун – Кумкурган”, кроме того, обеспечила прямой железнодорожный выход в Афганистан.

В 2012 г. железнодорожная компания планирует вложить в развитие и модернизацию железнодорожного транспорта 389,8 млрд. сумов собственных средств. Восемь инвестпроектов нынешнего года реализуются в тесной увязке с программами перспективного развития отраслей экономики и территорий.

Обустраивается высокоскоростная железнодорожная линия “Ташкент – Самарканд”, электрифицируются железнодорожные участки до Бухары и Карши. Подвижной состав обновляется современными высокопроизводительными локомотивами, грузовыми и пассажирскими вагонами, уточнили в компании.

Что касается авиационных услуг (грузовых, пассажирских, специальных), воздушным транспортом было перевезено в 2011 г. 30,6 млн. т грузов (прирост 3,8%) и 2,2 млн. пассажиров (прирост 11,5%).

В стране с 1992 г. реализуется государственная программа развития гражданской авиации республики. Она предусматривает модернизацию самолетного парка, строительство новых аэровокзальных комплексов, коренную реконструкцию системы управления воздушным движением, переоснащение аэродромов современной наземной техникой, создание собственной базы подготовки высокопрофессиональных кадров, совершенствование системы менеджмента.

Авиакомпания “Узбекистон хаво йуллари”, в которой трудится около 14 тыс. сотрудников, выполняет регулярные рейсы более чем в 40 городов, охватывая Америку, страны Европы, Ближнего и Среднего Востока, Юго-Восточной и Центральной Азии, СНГ.

В прошлом году Узбекистан увеличил перекачку топлива магистральными трубопроводами на 11,5% по сравнению с 2010 г. до 59,9 млн. т. Согласно статданным, по территории республики проходит свыше 14,3 тыс. кмв газо- и нефтепроводов.

Анализ плотности путей сообщения (километров путей на 1000 кв. км территории) показал лидирующую роль автомобильных дорог с твердым покрытием. В среднем на каждой тысяче квадратных километров территории республики построено 93,4 км автодорог.

На втором месте по этому показателю находятся магистральные трубопроводы – 31,8 км на 1000 кв. км и на третьем – железнодорожные пути – 14,1 км. (Uzreport.com/Транспорт в Украине, СНГ, мире)