В 2010 г. железными дорогами Австрии было перевезено 242,1 млн. пассажиров, в том числе 87% – группой “OBB” (“Osterreichischen Bundesbahnen”) и 13% – “частными” операторами. При этом сама группа перевезла в общей сложности 210 млн. пассажиров на поездах и 250 млн. – автомобильным транспортом.
Железнодорожные грузоперевозки в Австрии также развиваются достаточно успешно, несмотря на то, что пока еще не достигли предкризисного уровня. В 2010 г. совокупный объем грузоперевозок местными и иностранными компаниями в Австрии повысился по сравнению с предыдущим годом на 8,9% и превысил 107 млн. т, из которых 37,4 млн. т приходились на внутренние перевозки, 31,1 млн. т – на импортные грузы, 18,5 млн. т – на экспортные и 20,5 млн. т – на транзитные перевозки. Совокупный грузооборот составил 19,8 млрд. т-км, или на 11,6% больше, чем в 2009 г.
Несмотря на то, что австрийское законодательство не запрещает доступ к железнодорожной сети страны третьих участников, названная выше группа “OBB” продолжает оставаться “исторически” доминирующим оператором пассажирских и грузовых перевозок, сочетающим их со строительством и ремонтом железнодорожных инфраструктур. В рамках структурной реформы, принятой 1 января 2005 г., “OBB” была преобразована в конгломерат, состоящий из холдинга (“OBB-Holding”) и пяти филиалов, три из которых являются акционерными обществами (“OBB-Personenverkehr”, “Rail Cargo Austria AG” и “OBB-Infrastruktur AG”) и два – компаниями с ограниченной ответственностью (“OBB-Shared Service Center GmbH” и “OBB-Werbecenter GmbH”). Эти компании действуют автономно, но под контролем холдинга и наблюдательного совета.
В 2010 г. “OBB” насчитывала 42419 занятых и имела оборот 5136 млн. евро (+6%).
Число так называемых частных операторов – около трех десятков. Они могут располагать как собственными железными дорогами, так и иметь концессии на эксплуатацию участков сети группы “OBB”. К числу таких операторов относятся, в частности, “Badner Bahn”, “Graz-Koflasher-Eisenbahn GmbH” и предприятие “Stern & Hafferl”.
Касаясь проблемы пассажироперевозок, следует отметить, что с 11 декабря 2011 г. “OBB” получила конкурента на наиболее загруженной линии между Веной и Зальцбургом – в лице “WESTbahn GmbH” (филиал фирмы “Rail Holding AG”). В 2011 г. 26% капитала “Rail Holding AG” приобрело Управление национальных железных дорог Франции. Еще по 26% акций “Rail Holding AG” принадлежат руководителям предприятий “BTP Strabag” и “Westbahn” и 22% – швейцарскому предприятию “Augusta-Holding”.
В секторе грузоперевозок важную роль (уступающую лишь “OBB”) играет компания “Raab-Odenburg-Ebenfurter Eisenbahn AG”.
Общая протяженность железнодорожных путей в Австрии в 2010 г. составляла 6342 км, из которых 5664 км принадлежали группе “OBB”. Железные дороги “OBB” состоят из нескольких основных веток, главными среди которых являются Север – Юг и Восток – Запад, а также из ряда региональных линий различной значимости.
Основную ответственность за эксплуатацию и строительство объектов железнодорожной инфраструктуры, а также за планирование и ремонтные работы несет “OBB-Infrastructur AG”. Этой фирме принадлежат 100% вокзалов, подъездных путей к ним, перронов, вокзальных сооружений и т. п. Всего в ее ведении находятся 5,7 тыс. действующих железнодорожных объектов, а также 2,1 тыс. объектов в стадии проектирования или строительства.
В настоящее время в стране действует рассчитанный на 2011-2016 гг. план, в рамках которого в прокладку и строительство железнодорожных путей и туннелей, модернизацию вокзалов и т. п. должно быть вложено 11,5 млрд. евро. Ежегодные расходы австрийских властей на реализацию данных целей сейчас составляют около 2 млрд. евро.
Инвестиции группы “OBB” в подвижной состав в 2010 г. исчислялись примерно в 156 млн. евро. Подавляющая часть этих средств (108 млн. евро) была вложена в высокоскоростной подвижной состав, состоящий главным образом из вагонов типа “Railjet” концерна “Siemens”.
Последний (наряду с “Bombardier”) считается одной из наиболее крупных иностранных компаний, развивающих деятельность в Австрии. Обе эти структуры имеют в данной стране достаточно крупные производственные мощности, по преимуществу специализирующиеся на оборудовании для метрополитена и трамвайных линий. (БИКИ/Транспорт Украины, СНГ, мира)