Генеральный директор компании “RAI” (“Иранские железные дороги”) А. С. Мохаммади заявил, что железнодорожный транспорт представляет собой важную отрасль экономики, и в программе перспективного развития страны предусматривается увеличение доли железнодорожного транспорта в перевозках грузов до 30%, а пассажиров – до 18%.

Протяженность железных дорог страны должна составить 25 тыс. км, однако возможности позволяют прокладывать от 200 до 300 км железнодорожных путей ежегодно.

Первым опытом Ирана в области электрификации железной дороги стала электрификация участка Тебриз – Джульфа протяженностью 148 км. Проект был реализован в 1982 г., и в период ирано-иракской войны по этой железной дороге было перевезено более 102 млн. т различных грузов. Однако в настоящее время эта железная дорога практически не эксплуатируется.

К числу важнейших относится проект электрификации железной дороги Тегеран – Мешхед протяженностью 926 км, реализуемый с начала февраля 2012 г. и ставший частью программы соединения железнодорожной сети Ирана с железными дорогами Туркмении и Казахстана.

На электрификацию железной дороги Тегеран – Мешхед потребуются совокупные инвестиции в 41 трлн. риал. ($4 млрд.), и на первом этапе планируется израсходовать 25 трлн. риал. ($2 млрд.). Электрификация будет полностью завершена через два года.

Благодаря данному проекту максимальная скорость движения поездов по железной дороге будет увеличена до 200 км/ч и время на преодоление расстояния между указанными городами сократится с 12-13 ч до 6 ч. На первом этапе реализации проекта число перевозимых пассажиров возрастет с 13 млн. до 20 млн. и на втором этапе – до 50 млн.

Генеральный директор компании “Wagon Pars” С. М. Мири сообщил, что компании поручено производство подвижного состава для электрифицированной железной дороги Тегеран – Мешхед. Из выделенных 41 трлн. риал. 13 трлн. ($1,3 млрд.) предназначаются для производства 100 электровозов и 800 пассажирских вагонов. Остальные средства пойдут на строительство железнодорожных станций, реконструкцию объектов электросетевого хозяйства и путей. В рамках указанного проекта вдоль железнодорожных путей планируется построить ряд ветротурбинных электростанций.

Россия выступает за углубление сотрудничества с Ираном в сфере электрификации железных дорог. Первый контракт на электрификацию линии Тебриз – Азаршахр (“TARE”) протяженностью 48 км ОАО “РЖД” заключило с “RAI” в 2008 г. Работы начались в феврале 2009 г. и закончатся в текущем году. Проект стоимостью 8,85 млн. евро обеспечит пассажирские перевозки студентов из Тебриза до педагогического университета. Исполнителем работ стала дочерняя компания “РЖД” – ОАО “Зарубежстройтехнология”, привлекшая иранского субподрядчика. В строительстве в основном использовались материалы и оборудование российского производства.

В ноябре 2011 г. ОАО “РЖД” рассматривало возможность участия в электрификации железнодорожной линии Суфиян – Салмас – Рази протяженностью 140 км, но решение до сих пор не принято. Генеральный директор департамента по инвестициям и международным вопросам компании “RAI” А. Назари заявил, что в настоящее время рассматривается вопрос электрификации этой линии при участии “РЖД”. Общая сумма, необходимая для реализации данного проекта, составляет $20 млн. В случае успешных переговоров для “РЖД” это будет второй проект электрификации железнодорожных линий в Иране.

В середине 2011 г. ОАО “РЖД” рассматривало выполнение дополнительных работ на ветке Тебриз – Азершехр – электрификации дополнительных двух железнодорожных путей на станции Зарейи протяженностью 1,5 км, применения провода обратного тока и введения секционирования на перегонах Тебриз – Аббаси и Аббаси – Зарейи.

Директор проекта электрификации железных дорог Ирана Н. Биранванд сообщил, что с завершением проекта электрификации железной дороги Тебриз – Азершехр общая протяженность иранских электрифицированных железных дорог достигла 200 км.

В феврале 2011 г. иранская сторона предложила “РЖД” принять участие в электрификации железнодорожной линии Тегеран – Бафк. В 2010 г. сообщалось о проекте электрификации железной дороги Бафк – Бендер-Аббас – одного из самых загруженных транспортных маршрутов в стране. Реализация проекта позволит довести объем грузоперевозок между названными городами на первом этапе до 25 млн. т в год, а на втором этапе (с увеличением парка подвижного состава) – до 45 млн. т. С этой целью подписано соответствующее соглашение с частной инвестиционной компанией “Farab”.

В 2012 г. продолжается изучение вопроса об электрификации железной дороги Тегеран – Тебриз. Данный проект будет реализовываться в два этапа: первоначально на участке Тегеран – Казвин и затем на участке Казвин – Тебриз. (БИКИ/Транспорт Украины, СНГ, мира)