Согласно генеральному соглашению, подписанному в марте 2012 г. между ОАО “Российские железные дороги” (“РЖД”) и АО “Zeleznice Srbije”, общая стоимость контрактов ОАО “РЖД” по развитию железных дорог Сербии составит $920 млн.

Проекты, о которых правительство Сербии договорилось с “РЖД”, включают модернизацию 16-километровой линии, строительство и электрификацию второго пути между Белградом и Панчево, где располагаются нефтеперерабатывающие и химические заводы, завершение строительства нового железнодорожного вокзала в столице, реконструкцию технической станции в Земуне (близ Белграда), а также прокладку новой однопутной электрифицированной железнодорожной линии протяженностью 68 км на участке между городами Вальево и Лозница на западе страны. Кроме того, запланирована реконструкция сербского участка линии Белград – Бар (Черногория) протяженностью 200 км и 6 участков общей протяженностью 111 км Х европейского транспортного коридора, а также поставка сербской стороне пассажирских дизель-поездов на $100 млн.

Договоренности о выделении российского кредита были достигнуты в ходе визита в Сербию В. Путина. До этого страны несколько лет обсуждали возможность сотрудничества в области железнодорожного транспорта. В 2009 г., например, рассматривался ряд инфраструктурных проектов, в том числе по модернизации ветки Ниш – Димитровград и белградского железнодорожного узла, а также строительству моста и ремонту подвижного состава.

Финансирование поставок и работ будет осуществляться в соответствии с межправительственным соглашением о предоставлении сербской стороне кредита в $800 млн. Еще $120 млн. должна будет инвестировать Сербия.

Генеральный директор “Zeleznice Srbije” М. Маркович ранее заявил, что соглашения между “РЖД” и сербскими железными дорогами должны быть ратифицированы парламентами РФ и Сербии к сентябрю 2012 г. Согласно заявлению президента “РЖД” В. Якунина, максимальный срок реализации проектов установлен в пять лет.

В 2011 г. правительство Сербии решило внести изменения в устав Государственного предприятия “Zeleznice Srbije”, которое преобразовывается в закрытое акционерное общество, 100% акций которого принадлежат государству. Создаются четыре дочерние компании: по управлению общественной железнодорожной инфраструктурой, по пассажирским перевозкам, по грузовым перевозкам и по управлению недвижимостью и имуществом. Государство будет по договору предоставлять финансовые средства на развитие и техническое обслуживание инфраструктуры, а также субсидии на определенный объем пассажирских перевозок.

В настоящее время общая протяженность железнодорожной сети Сербии составляет 4347 км, из которых электрифицировано около 1390 км (32%). Ширина колеи – 1435 мм. Большинство линий и сооружений было построено в 1950-1970 гг. Крупных реконструкций за годы эксплуатации не проводилось.

Десятый европейский транспортный коридор (Коридор Х) входит в систему транспортных коридоров, утвержденную решениями 2-й Панъевропейской конференции на о. Крит в марте 1994 г. и 3-й Панъевропейской конференции в Хельсинки в июне 1997 г. Участницами Коридора Х являются железные дороги Австрии, Хорватии, Сербии, Словении и Болгарии. Общая протяженность железнодорожных участков Коридора Х составляет 2528 км.

В соответствии с планом реконструкции железнодорожных линий Коридора Х планируется выполнить восстановление инфраструктуры железных дорог Сербии на шести участках общей протяженностью 111,36 км. На данных участках в настоящее время действует ограничение скоростей движения до 30 км/ч. Результатом реконструкции должно стать наращивание провозной способности и увеличение скоростей движения до 120 км/ч.

Мытищинское ОАО “Метровагонмаш” (входит в состав ЗАО “Трансмашхолдинг”) получило от сербской железнодорожной компании заказ на изготовление 27 дизельных поездов (рельсовые автобусы в 2-вагонном исполнении с двумя рабочими кабинами), выиграв международный тендер и опередив ведущие европейские машиностроительные компании, такие, как испанская “CAF”, хорватская “TZV Gredelj” и словацкая “ZOS Vrutky”. Закупка нового подвижного состава для пассажирского сообщения республики стала первой за последние 30 лет. Дизельные поезда – российского производства; они будут применяться преимущественно на неэлектрифицированных участках для пригородного и межрегионального сообщения. Согласно оценке экспертов, Сербии необходимо 40 подобных поездов для местных и региональных перевозок. (БИКИ/Транспорт Украины, СНГ, мира)