Для мирового рынка перевозок сжиженного природного газа (СПГ) 2011 г. начался и закончился очень позитивно. Прежде всего, в январе вследствие неожиданного спроса со стороны Катара (крупнейшего в мире поставщика СПГ) начали расти фрахтовые ставки. Он зафрахтовал 6 судов, единичная вместимость которых была несколько меньше, чем у его традиционных газовозов “Q-Flex” и “Q-Max”. C тех пор ставки непрерывно росли, чему способствовала и катастрофа на японской АЭС “Фукусима”. В 2011 г. спрос Японии на СПГ увеличился более чем на 10% – до 78 млн. т. В текущем году импорт СПГ в эту страну возрастет, как ожидают аналитики, на 15-20 млн. т.

Кроме того, в 2011 г. было одобрено много новых проектов по сжижению природного газа, что должно увеличить его ежегодные перевозки примерно на 30 млн. т. Все эти проекты приходятся на Тихоокеанский бассейн, главным образом на Австралию.

Знаменательным событием на рассматриваемом рынке стали также проекты США по экспорту СПГ из Мексиканского залива, что означает прямо противоположное направление потоков этого газа, способное, как считают аналитики, спровоцировать реальную энергетическую революцию в указанной стране и оказать со временем воздействие на глобальное движение СПГ.

И, наконец, в 2011 г. было заказано более 50 новых газовозов (в основном в Республике Корея), что облегчило жизнь верфям и расширило возможности для новых игроков на рынке перевозок  СПГ.

Большие изменения произошли в 2011 г. и среди собственников судов для транспортировки СПГ. Прежде всего, надо сказать об уходе с данного рынка группы “Maersk” и продаже ее газовозов консорциуму, состоящему из фирм “Marubeni” и “Teekay”. В результате последняя владеет теперь (полностью или частично) более чем 45 танкерами для перевозки СПГ.

Комментируя данное событие, брокерская компания “RLS” указывает, что “новичков” на данном рынке ждет серьезная конкуренция, ибо число фрахтователей на нем незначительно. В то же время компания приводит в пример фирму “Stena”, которая после покупки газовозов у “Nobu Su” смогла очень быстро и по высоким ставкам заключить чартерные соглашения с такими известными фрахтователями, как “British Gas” и “BP”.

Ожидаемый рост фрахтовых ставок, а следовательно и более быстрый доход на вложенный капитал побудили многих греческих судовладельцев инвестировать средства в строительство новых судов для СПГ –  либо путем переоборудования старых нефтяных танкеров, либо посредством размещения заказов на новые газовозы в спекулятивных целях.

Многие известные греческие судоходные компании, включая “Martinos” и “Economou”, решили осуществить значительные инвестиции в строительство новых судов для СПГ, исходя из намерения диверсифицировать свою деятельность и полагаясь на растущую потребность в этих судах для будущих проектов. Фирма “Cardiff  Marine” разместила заказ у “DSME” на 4 газовоза с поставкой в 2014 г., а “Thenamaris” – у “Samsung” на 3 газовоза с поставкой в 2013-2014 гг. Заказали новые танкеры для СПГ также компании “Marangas” и “Dynagas” (7 и 4 соответственно), которые несколько лет назад уже инвестировали средства в такие суда. Среди других крупных заказчиков рассматриваемых газовозов следует выделить фирмы “Golar” и “Awilco”, представляющие северные европейские страны.

Все газовозы, заказанные в 2011 г. в спекулятивных целях, имели мембранную систему хранения груза и дизель-электрическую силовую установку, способную работать на газе, дизельном топливе или мазуте; вместимость данных судов колебалась в пределах 155-165 тыс. куб. м. У газовозов, приобретавшихся под определенные проекты (Совкомфлотом или “ExxonMobil/MOL”), вместимость в большинстве случаев превышала 172 тыс. куб. м. Всего в 2013-2014 гг. заказчикам должно быть поставлено около 50 новых танкеров для СПГ, основная часть которых на начало 2012 г. еще не была законтрактована.

Ощущавшаяся в 2011 г. нехватка газовозов способствовала росту стоимости их фрахтования. В начале года Катар получил 6 построенных в 2005-2006 гг. танкеров (вместимостью 145 тыс. куб. м, для эксплуатации в течение 12-15 месяцев) по ставке $75 тыс./сут., считавшейся в то время очень высокой для  газовозов аналогичной вместимости и возраста. Однако годом позже такие танкеры фрахтовались уже по ставкам, превышавшим $135 тыс./сут.

Повышательная тенденция во фрахтовых ставках дала “новую жизнь” танкерам для СПГ, построенным в начале 80-х годов. В начале 2012 г. некоторые из них фрахтовались на 12 месяцев примерно за $70 тыс./сут. (БИКИ/Транспорт Украины, СНГ, мира)