За 21 год независимости Украина стала одним из игроков-лидеров на мировом аграрном рынке. Каждый четвертый экспортный доллар заработан агрохозяйствами. Не последнюю роль в этом успехе играет соответствующая инфраструктура, позволяющая селянам успешно конкурировать с западными и восточными производителями. В первую очередь речь идет о перевалочных терминалах. В преддверии очередной волны мирового финансового кризиса владельцы одного из них нашли возможность оптимизировать расходы контрагентов и уменьшить их риски.

Еще год назад ни в Бердянске, ни в каком-либо другом порту Азовского моря не могли и мечтать о заходе в гавань такого красавца, как судно Sea Pioneer дедвейтом 34 тыс. т. Глубины канала не хватало для прохождения кораблей такого класса, которые позволяют загружать единовременно более 15 тыс. т продукции масложировых заводов. Ежегодно проведенные углубления каналов в этом году все же позволили устранить этот изъян. “Благодаря такому каналу порт имеет большой потенциал. Если он будет и дальше расширяться, вскоре сюда смогут заходить как суда с большой валовой вместимостью, так и составные танкеры”, – уверен капитан судна Sea Pioneer Игорь Патамольник.

В середине августа на терминале “Агро-Класс” (стивидорная компания FLAS&K) судно приняло на борт 18 тыс. т подсолнечного масла. Из них 8 тыс. т загрузили непосредственно из резервуаров компании, а еще 10 догрузили с железнодорожных цистерн и автомобильных тягачей, предварительно также перекачивая в резервуары. Еще 10 тыс. т Sea Pioneer доберет в Ильичевском порту. “Такого судна в наших водах еще не было. Впервые в Азовском море глубина дна и осадка корабля позволили погрузить такой объем пищевого груза единовременно. Это означает, что отныне маслоэкстракционные заводы Запорожской области, да и всего юго-востока страны получат возможность быстрее и эффективнее продавать свою продукцию на экспорт”, – говорит директор ООО “Агро-Класс” Александр Ласица.

Особенно важным является расширение таких возможностей в канун очередной волны мирового финансового кризиса, которая наверняка вынудит большинство производственных предприятий, в том числе и агросектора, максимально экономить на расходах.

Географическое расположение перевалочного комплекса и возможность принимать большие суда делает транспортировку товара в Бердянский порт гораздо целесообразнее, чем, например, на ближайший черноморский перевалочный пункт в порту “Южный”. Например, расстояние от Пологовского маслоэкстракционного завода до Бердянского порта всего 75 км. В то время как до “Южного” – более 400 км. Экономия логистических расходов на каждой 1 т подсолнечного масла составляет около $15-16. “При всей сложности масляного рынка сегодня переплачивать такие деньги просто недопустимо”, – говорит коммерческий директор Пологовского маслоэкстракционного завода Виктор Шаповаленко. В условиях высокой конкуренции на мировом рынке, а также законодательной зарегулированности рынка, полученная нашими “жировиками” фора дает существенные преимущества перед иностранными производителями.

Кроме логистики, производителям также важны и финансовые возможности стивидорной компании. “В период интенсивной закупки семян под масло подсолнечника производители масла нуждаются в оплате товара, уже хранящегося на терминале, еще до момента отгрузки конечным покупателям. Работая на рынке Украины уже более 15 лет, FLAS&K имеет высокий авторитет среди европейских банков. И его складские справки (FCR) позволяют без проблем получать такую оплату”, – отмечает г-н Шаповаленко.

Важным фактором для оптимизации расходов является уровень интенсивности погрузки сырья на судно. Требования FOSFA (Association for international trading in oils, fats and oilseeds, Ассоциация международной торговли маслами, жирами и семенами подсолнуха) предполагают, что соответствующий терминал в Европе должен перегружать из резервуаров на судно не менее 100 т подсолнечного масла в час. Таким образом, чтобы загрузить 18 тыс. т на Sea Pioneer, понадобилось бы больше недели непрерывной перегрузки. Если бы речь шла о стандартах для неевропейских портов, то сроки были бы еще большими, ведь таким терминалам позволено перегружать товар с интенсивностью от 80 т в час.

Однако на терминале “Агро-Класса” все прошло гораздо быстрее, поскольку его пропускная способность позволяет перегрузить до 400 т масла в час. При этом скорость не влияет на качество перевалки благодаря уникальным технологиям, внедренным на основе опыта ведущих европейских терминалов. Все соприкасающиеся с продуктом поверхности покрыты пищевыми лаками и красками. Для погрузки маслопродуктов на танкер компания использует специальные пищевые рукава. Оборудование терминала дает возможность перемешивать масляную консистенцию, чтобы избежать ее превращения в фуз. “Таким образом, все масло, которое пришло на терминал, в полном объеме уходит на танкер. Чтобы достичь высокого технического уровня хранения подсолнечного масла и других грузов, мы ежемесячно проводим очистку своих емкостей. Это позволяет полностью обеспечить соответствие процедуры погрузки международным стандартам”, – отмечает генеральный директор компании FLAS&K Ирина Ласица.

Учитывая возрастающий спрос на перевалочные услуги, стивидорная компания приняла решение уже в ближайшее время инвестировать средства в расширение резервуарного парка, увеличив его с нынешних 8 тыс. т до 23-28 тыс. т. Если на сегодняшний день терминал переваливает до 200 тыс. т грузов в год, то с расширением резервуарного парка этот объем должен увеличиться как минимум в 2-2,5 раза. По словам Ирины Ласицы, этому должно способствовать вступление в силу Закона “О портах”, согласно которому причалы и припортовые территории могут быть объектом концессии до 49 лет, а также разрешена приватизация объектов портовой инфраструктуры. Одним из вариантов расширения резервуарного парка может стать совместное финансирование проекта “Агро-Классом” и Пологовским маслоэкстракционным заводом, который поставляет для перевалки от 50% до 70% всего объема грузов терминала в зависимости от сезона.

В расширении перевалочных мощностей заинтересовано и руководство порта, и власти Бердянска. “Это пример эффективного государственно-частного партнерства. Предприятие зашло, за свои деньги построило терминал и работает. Для порта это рабочие места, перевалка. Для нас это работа, для фирмы работа, и мы получаем хороший результат. В итоге мы имеем возможность какие-то деньги вносить в развитие той же железной дороги и инфраструктуры порта”, – говорит начальник Бердянского морского транспортного порта Константин Карнаух.

“Морской порт – это градообразующее предприятие, это один из наполнителей и государственного, и местного бюджета. Около 20% доходов города приходится как раз на порт и его инфраструктуру. Поэтому все перспективы города связаны с развитием порта. И если идет новое строительство, значит, город процветает”, – говорит городской голова Бердянска Алексей Бакай. (zn.ua/Транспорт Украины, СНГ, мира)