В 2011 г. мировой рынок перевозок сжиженного нефтяного газа (СНГ) характеризовался твердыми фрахтовыми ставками и довольно высокой загрузкой флота. Правда, вследствие роста эксплуатационных расходов и цен на топливо доходы судовладельцев сократились.

Захват судов пиратами содействовал резкому повышению стоимости страхования и других издержек, связанных с защитой команд, и распространялся на все большие торговые зоны. Мировые затраты судовладельцев на защиту от пиратов в 2010 г. оцениваются в $7-12 млрд.

Нестабильность в Ливии на несколько месяцев приостановила производство и экспорт СНГ и изменила торговые потоки в этом регионе. Импорт данного продукта пришлось осуществлять из более отдаленных источников, что привело к удлинению маршрутов.

Для владельцев сверхкрупных газовозов (“VLGC” – “Very Large Gas Carriers”, единичная вместимость 65-85 тыс. куб. м) рыночная ситуация в 2011 г. была вполне благополучной. Из общего флота, равного 144 ед., на слом было отправлено три судна, и только три новых танкера пополнили данный флот. Еще три судна были заказаны по относительно низким ценам (примерно по $75 млн.), и на конец года портфель заказов насчитывал 13 газовозов, из которых 5 должны быть поставлены в 2012 г., а остальные – в 2013 г.

Положительными факторами для собственников “VLGC” в 2011 г. явились также возросший экспорт СНГ из стран Персидского залив и увеличившееся его потребление Японией (вследствие аварии на АЭС “Фукусима”). Средние ставки за перевозку на маршруте Персидский залив – Дальний Восток составляли примерно $55-56/т (максимальной была $75), что эквивалентно месячной ставке по таймчартеру, равной $800-820 тыс. На один год газовозы фрахтовались более чем за $1 млн./мес.

Свои позиции в секторе “VLGC” укрепила компания “BW Gas”, обменявшая четыре газовоза вместимостью по 35 тыс. куб. м на два “VLGC” фирмы “Exmar”; последняя получила также наличными $35 млн.

Благоприятным был 2011 г. и для владельцев средних по размеру газовозов (“MGC” – “Midsize Gas Carriers”), вместимость которых колеблется в пределах 23-45 тыс. куб. м. Их флот в конце года насчитывал 68 судов, он пополнился двумя новыми газовозами (“Gas Cabia” и “Gas Manta”) компании “Prime Marine” вместимостью по 35 тыс. куб. м. Продаж “MGC” на слом осуществлено не было.

Понижение цен на строительство новых “MGC” способствовало возобновлению интереса к газовозам вместимостью 35 тыс. куб. м. По одному такому судну заказали, в частности, компании “KSS” и “Geogas”, при этом последняя получила также опцион еще на два “MGC”. Цены на данные газовозы, поставка которых состоится в 2012-2013 гг., несколько превышали $50 млн./ед.

Более половины имевшегося в 2011 г. флота “MGC” использовалось для перевозок аммиака, которые были весьма активными вследствие возросших поставок этого продукта из портов Черного моря и появления новых мощностей по его производству в странах Персидского залива.

Объем перевозок СНГ судами “MGC” в 2011 г. остался практически таким же, как и в 2010 г., а средние ставки фрахтования газовозов колебались в пределах $800-825 тыс./мес.

Несмотря на поставку 8 новых танкеров, благополучной оставалась ситуация в секторе газовозов вместимостью 22 тыс. куб. м, за их фрахтование сроком на 1 год судовладельцы запрашивали в среднем $700 тыс./мес. Благоприятным был 2011 г. и для сектора газовозов малой вместимости. Ставки по таймчартерам на суда для перевозки этилена вместимостью 8 тыс. куб. м составляли в конце указанного года $700 тыс./мес. В 2012 г. на рынок должно быть поставлено 16 новых танкеров для транспортировки этилена (единичной вместимостью 12 тыс. куб. м), и самой большой угрозой для их владельцев станут санкции США и других стран Запада против Ирана, которые могут затормозить экспорт СНГ и этилена.

В 2011 г. на “здоровый” рынок перевозок сжиженных газов под давлением поступило 6 новых судов вместимостью 5 тыс. куб. м каждое (что в общей сложности составляло 13% их мирового флота) и 3 вместимостью 7-7,5 тыс. куб. м (17%). Большинство этих газовозов сразу после поставки было законтрактовано, причем в основном на длительные сроки. В конце года стоимость фрахтования танкера вместимостью 5 тыс. куб. м могла достигать $315 тыс./мес.

В текущем году на рынок перевозок сжиженных газов под давлением должно быть отгружено 16 новых судов, что не создаст избытка тоннажа вследствие растущих потребностей в СНГ со стороны таких стран, как КНР, Индия и Индонезия.

Говоря о подержанных танкерах для транспортировки СНГ, следует отметить, что в 2011 г. “BW Gas” укрепила позиции в качестве крупнейшего собственника “VLGC”, приобретя два таких газовоза со сроком эксплуатации 3 и 4 года (стоимостью $70 млн. каждый) и два – в возрасте 10 лет ($50 млн. каждый).

Что касается более старых “VLGC”, то благоприятная ситуация на рынке наличного тоннажа позволяла их владельцам запрашивать значительно большие, чем ранее, цены. Если два года назад 20-летнее судно могло быть продано только примерно за $15 млн., то в 2011 г. – почти за $23-25 млн. (как это было с “Gas Miracle” и “Reference Point”, построенными соответственно в 1992 г. и 1991 г.).

На слом в 2011 г. было продано три “VLGC”. Средние цены на сломный тоннаж поднялись по сравнению с 2010 г. примерно на $100/ldt  до $500-560, что позволяло владельцам отправляемых на слом старых газовозов оценивать их более чем в $10 млн.

В сегменте подержанных “MGC” аналитики отмечают продажу в 2010 г. фирмой “Latvian Shipping” двух 13-летних судов вместимостью по 20,5 тыс. куб. м, за каждое из которых она получила $5,3 млн., но так и не смогла существенно улучшить свое финансовое положение. В связи с этим в 2011 г. компания решила продать два новых газовоза такой же вместимости, строившихся для нее верьфью “Hyundai Mipo”. Их купила “Navigator Gas”, заплатив за каждый танкер $52 млн.

В сегменте подержанных газовозов вместимостью 15 тыс. куб. м и менее выделяют продажу компанией “MC Shipping” трех судов для перевозки сжиженных газов под давлением вместимостью 11 тыс. куб. м. Два были проданы фирме “Petredec” (возраст – 8 лет, стоимость – $22,5 млн.) и одно – “Aygas” (3 года, $30 млн.). Называют также сделку компании “Stealth Maritime”, которая за $26 млн. реализовала сразу три газовоза вместимостью по 3,5 тыс. куб. м каждый (построены в середине 90-х годов) и один вместимостью 6,5 тыс. куб. м (построен в начале 90-х).

В целом входящие в указанный сегмент подержанные газовозы стоили в 2011 г. примерно столько же, как и в предыдущие годы. На танкеры, построенные в начале 90-х годов, цены составляли $3-4 млн., в середине 90-х – $6-7 млн. и в середине 2000-х – около $13 млн. (БИКИ/Транспорт Украины, СНГ, мира)