На сегодня только глухой не слышал о проблемах международных автоперевозчиков: в начале года они простаивали на таможне из-за вступления в силу нового Таможенного кодекса, потом “тормозили” из-за передачи функций по выдаче разрешений на транспортировку от госпредприятия “Служба международных автомобильных перевозок” (СМАП) новосозданной Укртрансинспекции, а сейчас “пробка” на границе из-за отсутствия этих самых разрешений.

Разрешение (autorisation) на международные автоперевозки документ, который выдается Министерству инфраструктуры Украины иностранным государством для предоставления отечественному перевозчику разрешения на въезд автотранспортного средства на его территорию.

Разрешения выдаются уполномоченными органами договаривающихся сторон и являются иностранными документами. Они, в отличие от лицензии, не дают права на осуществление определенного вида хозяйственной деятельности, при этом одно разрешение – только один рейс.

С 1 сентября 2012 г. ГП “СМАП” передало функцию выдачи разрешений Укртрансинспекции. Но с самого начала работы этой структуры международные автоперевозчики жалуются, что пунктов выдачи документов (ПВР) катастрофически не хватает.

Между тем, Укртрансинспекция утверждает, что передача полномочий “не создала каких-либо дополнительных документальных или бюрократических нагрузок на национального перевозчика”. “К работе по выдаче разрешений были частично привлечены квалифицированные специалисты ГП “СМАП”, что сделало невозможным допущение грубых ошибок при оформлении разрешений и обеспечило четкий контроль”, – уверяют в ведомстве. Но претензий дальнобойщиков от этого не стало меньше, причем теперь они возмущены не отсутствием ПВР, а самих документов.

Один из участников рынка международных автоперевозок рассказал, что в момент передачи полномочий тысячи разрешений попросту исчезли, а потом “всплыли” на “черном рынке”. Стоимость документа “из-под полы” зависит от востребованности направления и составляет $1,5-2 тыс.

По мнению автоперевозчиков, несмотря на создание специальных организаций, призванных сделать условия работы на рынке цивилизованными, в Украине до сих пор отсутствует система учета и контроля предоставляемых разрешений. “В Украине нет системы учета разрешений, – говорит Валерий Черненко, генеральный директор компании “Васт-Транс”. – Нельзя наполнить бочку, в которой нет дна. Сколько бы ни декларировали получение дополнительных разрешений, по факту они все уходят в песок, потому что в этом процессе есть коррупция и взяточничество, идет теневая торговля”.

“Разрешений не хватает потому, что нет порядка в их распределении, нет четкого документа, который регламентирует, как должны распределяться разрешения, чтобы каждый перевозчик мог планировать свою работу”, – отмечает вице-президент Ассоцаии международных автоперевозчиков (АсМАП) Леонид Докиль.

По его словам, на сегодня украинским международным автоперевозчикам на год нужно около 700 тыс. разрешений. Украина их получает, и даже может увеличить ту или иную квоту, но сколько именно разрешений получит перевозчик, никто не знает. “Нужно предварительно распределить разрешения по перевозчикам, чтобы они знали, на что им надеяться в течение года и в какую страну ехать, или нужно менять направление работы и выходить на внутренние перевозки”, – подчеркивает Докиль.

Впрочем, по ряду направлений у перевозчиков не возникает проблем. В частности, в отношении Италии, Австрии, Венгрии прозрачно и количество документов, и кому они достанутся. Но такой “доступ” касается только десятка стран.

Особо дефицитными являются самые выгодные направления, где большие суммы фрахтов. Например, Казахстан. Перевозчики рассказывают, что в эту страну годовая квота была “израсходована” за полгода. Удивленные “дальнобойщики” обратились к министру транспорта Казахстана с просьбой предоставить дополнительные квоты, на что министр ответил – по данным вверенного ему ведомства на руках у украинских операторов рынка находится около 70% неиспользованных разрешений. А на “черном” рынке стоимость этих документов доходила до $2 тыс.

Укртрансинспекция, от которой во многом зависит ситуация, считает, что делает для отрасли очень много – “постоянно информирует отечественных перевозчиков о количестве имеющихся разрешений той или иной страны, пытается проводить перераспределение указанных разрешений среди ПВР, учитывая имеющиеся потребности”, и т. д. “Этим, определенным образом, обеспечивается избежание значительного накопления автотранспортных средств, снижение времени простоя и срыва перевозки”, – говорится в ответе ведомства.

Министерство инфраструктуры пытается исправить сложившуюся ситуацию увеличением квот. Заместитель министра инфраструктуры Константин Ефименко уверяет, что ведомство работает над этим дни и ночи, но перевозчики становятся заложниками политической ситуации. На заседании общественного совета Мининфраструктуры, посвященном международным автоперевозкам, он прямо сказал, что в ходе переговоров выяснилось – перспективы увеличения квот в направлении стран Евросоюза зависят от “решения политических моментов и свободы некоторых людей, которые находятся в местах не столь отдаленных”, а дефицит транзитных разрешений и разрешений в/из третьих стран, которые предоставляет Россия, зависит от позиции Украины в отношении Таможенного союза.

Автоперевозчики же считают, что политика тут не причем. “Такие аргументы приводятся для того, чтобы показать активную работу по решению проблемы”, – говорит Черненко. “Я пока политику к европейским разрешениям не подгонял бы, а Россия не увеличивает квоты потому, что она пытается защитить свой рынок перевозок и своих перевозчиков”, – отмечает Докиль.

По мнению участников рынка, толчком к возникновению проблемы стала отмена лицензирования международных автоперевозок. С одной стороны, это решение открыло дорогу на рынок для новых игроков, с другой – предоставило возможность для манипуляций и создания фиктивных автотранспортных компаний, под которые можно заграбастать все имеющиеся разрешения. “После отмены лицензий работники пунктов выдачи разрешений могут списать их на любой автомобиль, который зарегистрирован в Украине, – поясняет Черненко. – Пока было лицензирование, это было не возможно, и такого обвала рынка не было”.

Проблема с выдачей разрешений только усугубила складывающуюся на рынке международных автоперевозок ситуацию, в результате чего, по оценке Черненко, рентабельность “дальнобойщиков” упала до 2-3%, а ведь в хорошие времена это был очень выгодный бизнес с рентабельностью до 30%. Как следствие, крупные перевозчики, за плечами которых репутация, опыт, а в парке до 100 автомобилей, банкротятся, рынок оказывается в руках “новых игроков”, имеющих 1-2 купленные по бросовым ценам фуры. “В отрасли идет приток новых, так называемых, “компаний” из одного автомобиля, а уходят компании, у которых было 50, 100 автомобилей. Они не могут выдержать сложившихся условий и стараются продать парк по бросовым ценам”, – рассказывает Черненко.

“Мы уже видим хроническую нехватку водителей, они не выдерживают, ведь им приходится стоять на пунктах пропуска неделями и ждать разрешений”, – отмечает Докиль.

Специалисты АсМАП подсчитали, что сейчас отечественный водитель-дальнобойщик задействован порядка 30% своего рабочего времени, все остальное – простой в очереди за разрешением. Кроме того, оборот украинских автомобилей более чем в 2 раза ниже, чем, к примеру, в соседней Польше, где фура за год проезжает около 200 тыс. км, у нас из-за созданных проблем – только 70-80 тыс. км.

Какой будет ситуация в 2013 г. международные автоперевозчики не берутся прогнозировать. Несмотря на то, что с недавнего времени их все-таки включили в состав комиссии при Мининфраструктуры, которая распределяет разрешения, без изменения порядка выдачи этих документов положение дел будет ухудшаться – рынок с удовольствием займут наши ближайшие соседи, а украинские дальнобойщики останутся не у дел. “В 2013 г. если не будут введены новые правила выдачи разрешений, ситуация станет критической уже в средине года по большинству стран”, – прогнозирует Черненко.

Оценить ближайшую перспективу попросили и Укртрансинспекцию. Ее прогноз очень оптимистичный: “Сфера международных перевозок пережила кризисные явления 2008 г. и постепенно набирает обороты. С целью упрощения выполнения перевозок Укртрансинспекция со своей стороны будет прилагать максимальные усилия для обеспечения четкой работы по выдаче разрешений и осуществления контроля”. (Trans-port.com.ua/Транспорт в Украине, СНГ, мире)