Высший арбитражный суд (ВАС) РФ зарегистрировал заявление ОАО “Авиакомпания “ЮТэйр” о пересмотре в порядке надзора постановления об отказе в иске к РФ в лице Министерства финансов о взыскании 444,2 млн. руб., сообщает РАПСИ со ссылкой на представителя суда.
Арбитраж Москвы 27 марта 2012 г. отклонил иск авиакомпании, которая просила суд взыскать убытки, понесенные ею в 2008 г. в связи с перевозкой детей до 12 лет по льготному тарифу (за 50% от стоимости билета). Девятый арбитражный апелляционный суд в июне оставил в силе решение первой инстанции. Федеральный арбитражный суд Московского округа 15 ноября 2012 г. оставил в силе судебные акты нижестоящих судов.
В суде первой инстанции истец сообщил, что авиакомпании обязаны предоставлять эту скидку, но не могут компенсировать понесенные из-за этого убытки – законодательством это не установлено. В связи с этим “ЮТэйр” обратилась в суд, сославшись при этом на постановление Конституционного суда (КС) РФ в котором, по словам истца, расходы авиакомпаний были признаны убытками.
По словам представителя компании, КС указал, что авиаперевозчики обязаны предоставлять такие льготы, однако не могут учитывать эти убытки в тарифе. В то же время представитель компании отметил, что должен быть обеспечен баланс интересов, и бремя несения расходов нельзя возлагать на авиаперевозчиков. Механизм же возмещения авиакомпаниям этих расходов законодателем установлен не был.
Представитель Минфина РФ с позицией авиакомпании не согласился. По мнению ответчика, плату за проезд перевозчик устанавливает сам, а перевозка детей по льготному тарифу является не льготой, а правом на получение платной услуги, что является прерогативой перевозчика и не порождает денежных обязательств государства. Кроме того, данные расходные обязательства не являются обязательствами РФ или субъекта РФ. Минтранс РФ же еще не разработал механизм возмещения расходов, отметил юрист министерства.
Суд поддержал позицию Минфина, указав в решении, что “установление тарифов, в том числе льготных тарифов в отношении детей от двух до 12 лет, является прерогативой перевозчиков, а не является государственным регулированием и, соответственно, не порождает расходных обязательств Российской Федерации”.
Ряд авиакомпаний ранее пытались через арбитражи взыскать с Минфина РФ убытки из-за перевозки детей со скидкой. Однако судами различных инстанций им было в этом отказано. В декабре 2011 г. КС РФ признал соответствующими основному закону страны правовые нормы, обязывающие авиакомпании устанавливать на всех авиарейсах 50%-ную скидку от установленного тарифа на перевозку детей, однако вместе с тем постановил ввести в законодательство изменения с целью компенсации авиаперевозчикам понесенных расходов.
Авиакомпании обосновывали свое заявление в КС тем, что, перевозя детей в возрасте от двух до 12 лет за половину стоимости билета, ежегодно терпят многомиллионные убытки. О взыскании убытков заявители обращались в арбитражные суды. Они указывали, что установить льготы их обязал правовой акт Минтранса на основании прямого указания закона, и, согласно Гражданскому кодексу РФ, расходы должны возмещаться за счет средств федерального бюджета. Однако суды иски компаний отклонили, сославшись на то, что право пассажира перевозить детей со скидкой – это не льгота, а платная услуга, оказываемая перевозчиком.
КС решил, что законодатель имеет право обязать авиакомпании перевозить детей по льготному тарифу, однако “установление льгот для перевозки детей связано с вторжением государства в право собственности, имущественные права и свободу предпринимательской деятельности”. КС постановил, что федеральному законодателю надлежит ввести в правовое регулирование необходимые изменения, “направленные на соблюдение балансов интересов в сфере перевозок детей авиационным транспортом”. (Aex.ru/Транспорт в Украине, СНГ, мире)