В 2013 г. Министерство инфраструктуры Украины и “Укрзализныця” продолжают работу по развитию мультимодальных перевозок, в том числе это касается тарифной политики, технического перевооружения, создания новых информационных технологий, обустройства пограничных переходов, совершенствования технологии перевозочного процесса, сервиса услуг.

На сегодня самыми яркими примерами эффективности мультимодальных перевозок в направлении “Черное море – Балтийское море” являются проекты “Викинг” и “ZUBR”.

Поезд комбинированного транспорта “Викинг” успешно работает уже на протяжении 10 лет.

А поезд “ZUBR” с декабря-2012 начал регулярное курсирование по направлениям “Ильичевск-Паромная – /Ильичевск – /Одесса-Порт – Таллинн – Ильичевск-Паромная – Ильичевск – Одесса-Порт” согласно расписанию.

За это время сторонами-участниками проектов с целью увеличения объемов перевозок грузов в составе поездов “Викинг” и “ZUBR” упрощены процедуры оформления документов и контроля на границе, сформирована привлекательная тарифная политика (например, на первой половине 2013 г. пролонгированы тарифные условия, которые остаются неизменными с 2008 г.).

Успешная реализация указанных проектов вызывает интерес и у других стран. В частности в конце 2012 г. к проекту “Викинг” присоединился еще один участник – ЕООД “ИБП – Грузовые перевозки” (Болгария), а к проекту “ZUBR” – ГП “Железная дорога Молдовы”.

В дальнейшем Мининфраструктуры также ожидает появления новых стран в составе проектов. С этой целью железнодорожниками отрабатывается технология организации мультимодальных перевозок как морским, так и сухопутным путем. Для привлечения и наращивания объемов грузов из Китая в страны Западной Европы, Государственная администрация железнодорожного транспорта Украины совместно с другими железными дорогами создает все необходимые условия для организации таких перевозок. Это бы позволило железнодорожникам создать конкуренцию морскому транспорту (сегодня 99% груза из Азии в Европу идет морем). Поэтому железнодорожники стремятся развивать коридоры, создавая сквозную ставку и сквозную транспортную услугу, привлекательные тарифные условия, которые заинтересуют грузовладельцев.

Кроме того, “Укрзализныця” выступает с инициативой об активном применении унифицированной накладной ЦИМ/СМГС, которая может заполняться на разных языках и дает право перевозить груз по единой накладной (без переоформления на границах) на всем пространстве от Китая до Западной Европы. Также ведется работа по распространению на международные перевозки электронного документооборота с использованием цифровой подписи, что позволит упростить и облегчить процедуры оформления грузов.

В общем потенциал украинских железных дорог позволяет наращивать объемы и формировать контейнерные поезда в новых направлениях. Поэтому “Укрзализныцей” проводится работа по развитию комбинированных перевозок, в частности по привлечению автотрейлеров к перевозкам железнодорожным транспортом, ведутся переговоры с железнодорожными администрациями, через которые пролегают перспективные маршруты, с целью создания благоприятных условий для всех участников перевозок. Сейчас “Укрзализныця” активно сотрудничает с Государственной таможенной службой в целях создания лояльной законодательной базы, а также упрощения процедуры оформления документов и контроля на границе. Также увеличена скорость доставки грузов путем организации ускоренных контейнерных поездов – сокращено время стоянок, продлены плечи технического и коммерческого осмотра, смены локомотива и локомотивных бригад.

Основополагающими принципами организации поездов комбинированного транспорта является ускоренная доставка, сохранность перевозимых грузов, конкурентоспособная по сравнению с альтернативными видами транспорта стоимость перевозки, ускоренное движение поезда на границе, минимальное время доставки грузов в пункты назначения.

По территории Украины организовано и курсирует 14 контейнерных поездов.

В течение 2012 г. по территории Украины в составе контейнерных поездов перевезено 87691 ДФЭ, что составляет 138% к объемам перевезенных контейнеров в составе контейнерных поездов за 2011 г. (в 2011 г. перевезено 63503 ДФЭ). Перевозки контейнеров в составе контейнерных поездов составляют 40% от общего объема перевозимых контейнеров по территории Украины. (Trans-Port.com.ua/Транспорт в Украине, СНГ, мире)