Черноморские контейнерные терминалы Украины, России, Румынии, Грузии и Болгарии в прошлом году замедлили рост, пишет “КоммерсантЪ-Украина”. В исследовании компании Informall отмечается, что общий грузооборот пяти стран черноморского региона (исследование не включает Турцию) составил 2,41 млн. TEU (20-футовый контейнер), включая порожние контейнеры. Это на 3,13% больше, чем в 2011 г. Однако годом ранее рост был значительно выше: 23,99% в сравнении с объемами 2010 г. “В предыдущие годы после кризиса эти страны показывали стабильно высокие темпы роста”, – говорится в исследовании.

В замедлении темпов роста основную роль сыграли Украина (+0,73%) и Румыния (-4,63%). Украинские Одесский порт, Ильичевский порт и порт “Южный” перевалили 751,29 тыс. TEU. “Снижение темпов роста объемов Новороссийского порта обусловлено загруженностью его контейнерных терминалов”, – считают в Informall.

Доля Украины в переработке груженых контейнеров в 2012 г. по-прежнему остается наибольшей – 32,66%. За ней следуют Россия (26,67%), Румыния (20,24%), Грузия (12,34%) и Болгария (8,1%). Свои доли нарастили все страны, кроме Грузии. При этом доля Украины выросла с 31,9% в 2011 г. до 32,6%. Крупнейшим терминалом в прошлом году стал терминал DPW в Констанце (доля -19,2%), на втором месте – украинский “ГПК Украина” (13,64%). В Informall прогнозируют, что в этом году рынок Черноморского региона вырастет еще на 4% до 2,5 млн. TEU.

Украинский регион становится менее важным для клиентов, отмечают участники рынка. “Это комбинация нескольких факторов. Во-первых, следствие мирового кризиса, а во-вторых, внутренняя политика Украины – пошлины, которые необходимо уплачивать, становятся все выше и выше”, – заявил генеральный директор Maersk Ukraine (крупнейший оператор контейнерных перевозок в Украине) Йеспер Педерсен. Ранее он отмечал, что в Украине тарифы за заход судов и на контейнеры в 3 раза выше, чем в Румынии, и в 2,5 раза выше, чем в России. “Это приносит большие доходы госбюджету, но уменьшает объем перевозок. Если бы в Украине были такие же тарифы, как в Грузии, то товарный поток через порты увеличился бы в три раза до 2 млн. TEU в год вместо нынешних 700-800 тыс. Это около $500 млн. дополнительной ежегодной прибыли для портов”, – объяснял Йеспер Педерсен.

Начальник Одесского морского торгового порта Юрий Васьков считает, что проблема состоит прежде всего даже не в ставках, а в несовершенных длительных процедурах оформления и в большом количестве проверяющих органов. “Да, рынок падал из-за второй волны экономического кризиса, это основная причина для Черноморского региона. Но на локальном уровне мы видим несовершенство законодательства в сфере контейнерных перевозок. Это риски для клиентов”, – объясняет он.

По словам господина Васькова, клиенты ждут улучшений на государственном уровне. Порты совместно с Министерством инфраструктуры не первый год разрабатывают специальный законопроект “О контейнерных перевозках”, в котором должны быть определены сроки и круг проверяющих органов, участвующих в оформлении контейнеров. “В законе должна быть указана также ответственность за любые задержки и единая понятная процедура оформления. Украина должна создать комфортные условия работы на законодательном уровне и попытаться вернуть доверие транзитных клиентов, которое в последние 5-7 лет снижалось”, – отметил Юрий Васьков. По его словам, сейчас этот законопроект проходит согласования в министерствах. (Trans-Port.com.ua/Транспорт в Украине, СНГ, мире)