Современное состояние и перспективы развития торгового флота Украины стали темой “круглого стола”, который состоялся в Министерстве инфраструктуры Украины 14 февраля. В мероприятии приняли участие как непосредственно специалисты профильного ведомства и Укрморричинспекции, так и представители научных кругов – в частности, специалисты Национального университета кораблестроения им. адм. Макарова, Киевской государственной академии водного транспорта им. гетм. Петра Конашевича-Сагайдачного, Одесской национальной морской академии, Одесского национального морского университета, морского инженерного бюро, и частных компаний-судовладельцев (ООО “СП “Нибулон”, ПАО “Судоходная компания “Укрречфлот “). Кроме того, среди участников “круглого стола” – представители Федерации работодателей транспорта Украины, Ассоциации судостроителей Украины, а также ряда предприятий отрасли – морских торговых портов, “Украинского Дунайского пароходства”, ГП “УкрНИИМФ” и “Дельта-Лоцман”, Морской поисково-спасательной службы , Регистра судоходства Украины и т. п.
Как отметил директор Департамента государственной политики в области морского и речного транспорта Мининфраструктуры Владимир Севрюков открывая мероприятие: “Мы пытались собрать сегодня в стенах Мининфраструктуры представителей всех категории нашего морского шиппингового бизнеса – научные круги, судовладельцев, судостроителей и работодателей для того, чтобы обменяться мнениями и выработать общие рекомендации и предложения, которым мы будем следовать при совместной работе над развитием торгового флота Украины, наметить конкретные шаги в этой работе”.
В рамках мероприятия был поднят ряд актуальных вопросов, касающихся украинского торгового флота. В частности обсуждено нынешнее состояние и порядок регистрации торговых судов под флагом Украины. Специалисты Укрморричинспекции рассказали о том, каким образом на сегодня в Украине организовано предоставление административных услуг в сфере регистрации судов и привели соответствующие статистические данные. Как показывает практика, пока растет количество обращений иностранных судовладельцев о получении права плавания под украинским флагом. Пока действующее законодательство Украины предусматривает такую возможность только для отечественных владельцев судов.
Поэтому важным направлением дискуссии участников “круглого стола” стал вопрос целесообразности внесения соответствующих изменений в украинскую нормативную базу с целью расширения круга субъектов, которые могут получить право плавать под украинским флагом, а также вопросы стимулирования как отечественных, так и в дальнейшем иностранных судовладельцев (в случае внесения соответствующих изменений в законодательство) регистрировать свои суда именно в Украине.
В частности, в этом вопросе были проанализированы международный опыт привлечения флота иностранных судовладельцев под государственный флаг, а также те экономические и юридические факторы, которые используют ведущие государства мира в этих целях. В качестве примеров приводились такие государства, как Республика Панама, Мальта, Либерия и др. В рамках “круглого стола” были рассмотрены особенности регистрации судов и судоходных компаний в этих государствах, проанализированы те преимущества, которые страны предлагают иностранными судовладельцам при регистрации в них. Осуществлен анализ и тех, мероприятий (организационных, стимулирующих), которые применяют эти государства для развития собственного флота.
Широко дискутировались вопросы и тех мер, которые по мнению участников очередь необходимо реализовать в нашем государстве для развития флота Украины и судостроительной отрасли.
Особый интерес вызвал доклад В. Жихарева доктора экономических наук, заведующего кафедрой экономики предприятия и предпринимательства Одесского национального морского университета, который содержал экономическое обоснование перспектив развития украинского торгового флота.
Одной из основных причин кризисного положения украинских судоходных компаний была названа самая высокая в мире доля налогов (60%) в стоимости транспортной продукции по сравнению с компаниями стран, с которыми конкурирует флот Украины на мировом фрахтовом рынке. Для сравнения в Либерии и Панаме – около 5%, Мальте – 6%.
В результате дискуссии за отправную точку было принято то, что украинским флотом все же нужно считать флот под Государственным флагом Украины, а не флот украинских судовладельцев, в том числе под иностранным флагом.
Главная цель, которая ставится перед торговым флотом Украины – это обеспечение эффективной работы транспортного комплекса Украины с точки зрения экспортно-импортных операций и безопасной перевозки грузов и пассажиров, устойчивого функционирования портовой деятельности.
Одним из путей достижения поставленной цели мог бы быть законодательно определен режим льготного налогообложения украинских компаний, которые используют флот под Государственным флагом Украины, в частности путем создания международного реестра судов Украины.
При этом, главной задачей является не возврат старых судов под Государственный флаг Украины, а регистрация новых, построенных на украинских судостроительных мощностях судов. Для достижения ощутимых результатов в процессе привлечения флота под украинский флаг потребуется определенное время. Опыт зарубежных стран показывает, что указанный процесс занимает не менее 3-5 лет.
Также, следует учитывать экономический эффект, который может быть получен в результате внедрения альтернативной системы налогообложения, связанной с развитием отечественного судостроения, предприятий судового менеджмента и других компаний транспортного сервиса.
По результатам обсуждения и дискуссий было принято решение, что каждый из участников предоставит свои предложения в Мининфраструктуры о внесении изменений в действующее законодательство для достижения поставленной цели.
В свою очередь, Мининфраструктуры рассмотрит и проанализирует все присланные предложения в установленном порядке, после чего будут разработаны и внесены на рассмотрение Правительства соответствующие законодательные инициативы.
Планируется, что участники соберутся для дальнейшей обработки затронутых вопросов ориентировочно через месяц. (Trans-Port.com.ua/Транспорт в Украине, СНГ, мире)