Глава лоукост-авиакомпании Wizz Air Йозеф Варади о выходе на российский рынок, перспективах создания Wizz Air Russia, работе украинского подразделения компании и ситуации с бюджетными авиаперевозками в Европе – в интервью “Газете.Ru” накануне Красноярского экономического форума, где будут обсуждаться перспективы развития региональных авиаперевозок в России.

– В октябре 2012 г. Wizz Air получила статус назначенного перевозчика между Венгрией и Россией наряду с российским “Аэрофлотом”. Но вы до сих пор не начали полеты. В чем причина?

– Правительство Венгрии действительно назначило Wizz Air на маршрут “Будапешт – Москва”, но это назначение еще должно быть одобрено российскими властями. Этот процесс пока не завершен. Прежде чем начать полеты, мы должны дождаться решения российской стороны.

– В чем проблема? Кроме бюрократии, есть препятствия?

– Без комментариев. Это рабочий процесс.

– Как вы оцениваете перспективы рейсов Wizz Air на маршруте “Будапешт – Москва – Будапешт”? 

– Я на самом деле надеюсь, что мы скоро начнем летать по этому маршруту. Мы намерены осуществлять ежедневные рейсы из Будапешта в Москву. Но ключевой приоритет сейчас – завершить процесс согласования с регулирующими органами.

– Каковы планы Wizz Air в целом на российском рынке? Какие пункты, кроме Москвы, вам потенциально интересны?

– Сейчас мы находимся в процессе назначения на маршрут “Будапешт – Санкт-Петербург”. Хотим оценить, как работает этот маршрут. На основании этого анализа можем решить о целесообразности полетов в другие аэропорты России. Так что может начаться второй этап развития маршрутной сети между Венгрией и Россией.

– Как вы смотрите на российский авиарынок в целом? Ваши конкуренты уже объявили о введении рейсов в Россию, в частности, Ryanair запускает рейсы из Дублина в Санкт-Петербурга и easyJet из Лондона и Манчестера в Москву. Это тестирование российского рынка или уже полномасштабная экспансия?

– Я думаю, что российский рынок нуждается в низких тарифах и надежных услугах. И Wizz, безусловно, будет одной из авиакомпаний, которая может дать потребителям и низкие тарифы, и качественный сервис.

А вопрос экспансии упирается в то, будет ли рынок открыт с точки зрения регулирования – разрешат ли российские власти иностранным перевозчикам свободно летать в Россию.

Так что этот вопрос по большей части в руках регулирующих органов.

– А кроме регулирования? Какие еще барьеры для работы иностранных авиакомпаний в России вы видите?

– Основываясь на собственном опыте, могу сказать, что здесь есть два главных пункта. Первый – дает ли регулятор свободу компании в доступе на рынок. Второй – есть ли инфраструктура, необходимая для обеспечения бюджетных перевозок. И в этом случае проблема в основном концентрируется вокруг аэропортов: это и наземное обслуживание, и кейтеринг (обеспечение бортовым питанием), и другие расходы, равно как и возможность создать полноценную работающую систему обслуживания.

Например, нам необходимо, чтобы между прибытием и отправлением воздушного судна проходило не более получаса. А в аэропортах, где работают базовые перевозчики, обычно другие требования – от 45 минут до часа.

Эта система должна быть изменена, а расходы – снижены. Это базовые принципы достижения динамичного развития рынка и обеспечения бюджетных перевозок.

– Видите возможность в создании в России подразделения Wizz Air? Согласно российскому законодательству, для этого нужно создать совместное предприятие с российским партнером. Есть ли интерес у российских инвесторов?

– Возможно, да! Если законодательство предписывает такой порядок ведения бизнеса, мы должны быть готовы ему следовать.

Мы уже накопили достаточный опыт в этой области, ведь у нас есть расширяющееся подразделение (в Украине). И мы можем предполагать, что интерес инвесторов к такому проекту есть.

Но сначала нужно увидеть изменения в стране. Нужно получить доступ на рынок, а также возможность обеспечить функционирование бюджетной системы авиаперевозок. Сначала должны произойти эти изменения, а потом мы можем брать другие обязательства.

– Как оцениваете результаты Wizz Air Ukraine? Компания работает согласно прогнозам?

– Мы очень довольные результатами Wizz Air Ukraine и уже делали несколько положительных отчетов о быстром развитии бизнеса. В частности, в марте авиакомпания получит еще один самолет, а другой прибудет в июне (воздушный парк украинского подразделения сейчас – два самолета). Так что результатами Wizz Air Ukraine мы очень воодушевлены.

– В свете банкротства авиакомпании “Аэросвит” готовы ли усилить позиции на украинском рынке и летать не только в Киев, но и другие города?

– Конечно. На самом деле мы готовимся сделать несколько важных объявлений. Так что скоро вы увидите открытие нескольких новых маршрутов. Начнем летать не только в Киев и из Киева, но и в другие города Украины. И опыт в развитии как на базовых, так и на региональных направлениях у нас солидный.

– А что с другими странами СНГ?

– Не так давно начали летать в Грузию. Сейчас ведем переговоры с другими странами об открытии регулярных рейсов. Например, хотели бы работать на маршрутах между Россией и Украиной. В списке также Казахстан, Азербайджан, Армения. Но пока процесс находится на стадии прохождения регулирующих процедур. Надеюсь, все эти направления будут одобрены, процедуры пройдены, и мы откроем полеты.

– Украинские власти недавно ввели новые правила работы авиакомпаний. Теперь перевозчики обязаны предоставлять пассажирам напитки и обед, а также бесплатно принимать багаж. Как эти новшества повлияют на цены на билеты Wizz Air Ukraine?

– Прежде всего акцентирую внимание на том, что мы действуем в правовом поле, уважая все нормы и правила любой страны, в которой работаем. И если каких-то расходов избежать не удается, мы ищем возможности сокращения расходов так, чтобы мы всегда могли предложить пассажирам максимально дешевые тарифы.

– Каков, по вашему мнению, расклад сил между Wizz Air и другими бюджетными авиакомпаниями в Восточной Европе и в Европе в целом? Что ждет таких перевозчиков в будущем?

– Сначала скажу, что Wizz Air – один из крупнейших региональных авиаперевозчиков в Центральной и Восточной Европе. Мы обслуживаем рейсы по 84 направлениям в 30 государствах, в числе которых как страны ЕС, так и страны за пределами союза: это, к примеру, Грузия, Македония, Сербия. В 2012 г. мы перевезли максимально возможное количество пассажиров – 12 млн. человек, а в 2013 г. ожидается более 13 млн.

На рынке действительно всегда есть конкуренция, потому что есть много бюджетных перевозчиков, работающих давно и только пришедших.

Тем не менее, я думаю, в долгосрочной перспективе в Европе останутся примерно четыре-пять таких перевозчиков, в числе которых будет Wizz Air, которая задает рынку динамику не только в плане инвестиций, но и в плане расширения бизнеса.

– А как финансовый кризис и долговые проблемы Венгрии, Греции, Испании повлияли на рынок бюджетных перевозок и на авиарынок в целом?

– Мировой финансовый кризис в целом и долговой европейский в частности, думаю, оказали небольшое давление на весь рынок авиаперевозок. По-настоящему он не показывал роста, а в предыдущие годы развивался значительными темпами. Несмотря на это, если вы посмотрите на лоукостеров, то увидите, что мы прошли кризис довольно неплохо. Несмотря на депрессивные условия работы в Европе, из-за которых базовые перевозчики сокращали долю на рынке, бюджетные перевозчики демонстрировали крепкое присутствие на нем и даже создавали новые рынки.

И единственным источником роста авиарынка в Европе стали лоукостеры, а не базовые перевозчики.

– Такие условия позволяют вам покупать новые самолеты? К SSJ-100 присматриваетесь?

– У нас подписана значительная книга заказов с Airbus. К лету 2014 г. в воздушном парке Wizz Air будет уже 45 самолетов А320. И парк будет расширяться год от года. Мы ежегодно покупаем по пять самолетов. Мы растем, что дает нам возможность выходить на новые рынки, равно как сохранять сильные позиции на уже существующих. И на следующие пять лет наша потребность в расширении поставками лайнеров покрыта.

О российских самолетах: мы всегда были заинтересованы в понимании новых тенденций в сфере самолетостроения. Мы видим, что у России есть значительные планы по введению на рынок нескольких типов воздушных судов. Мы продолжим отслеживать развитие событий. Нужно увидеть, как реагирует рынок, а потом уже принимать решение. (Trans-Port.com.ua/Транспорт в Украине, СНГ, мире)