Авиакомпания “АэроСвит” с середины января не имеет возможности производить расчеты по своим обязательствам перед сотрудниками, лишившись основного источника поступления средств. С 10 января IATA BSP прекратила перечисление денег “АэроСвиту” за билеты, проданные в декабре-январе агентствами – участниками системы BSP. В этой связи “АэроСвит” также был вынужден приостановить текущие расчеты с контрагентами (за предоставляемые услуги) и пассажирами (за неиспользованные авиабилеты).
5 марта Хозяйственный суд Киевской области подтвердил правоту авиакомпании, удовлетворив ее иск к IATA BSP относительно возврата средств за уже осуществленные перевозки. Исковые требования “АэроСвита” удовлетворены частично, но решение суда пока не вступило в силу.
Однако, даже решив эту проблему, “АэроСвит” не сможет восстановить платежи без отмены постановления Киевского апелляционного хозяйственного суда от 5 февраля, которым были остановлены все ранее введенные в судебном порядке процедуры, включая подготовку авиакомпании к санации и выведению ее из кризиса.
Принимая такое решение, коллегия судей грубо нарушила нормы материального и процессуального права, игнорировала ряд обстоятельств дела, вышла за пределы полномочий, которыми законодательство наделяет суд апелляционной инстанции.
Постановление апелляционного хозсуда провоцирует угрозу блокирования счетов авиакомпании. Поэтому, даже после вступления в силу решения суда по иску авиакомпании к IATA BSP и получения ранее замороженных средств, “АэроСвит” будет лишен доступа к этим ресурсам.
В сложившейся ситуации также теряет смысл привлечение инвестиций с целью возобновления “АэроСвитом” регулярных дальнемагистральных рейсов, вследствие чего сокращение персонала может оказаться более масштабным, чем это было предусмотрено программой реструктуризации и выведения компании из кризиса.
В итоге, решение апелляционного хозяйственного суда может привести к полной остановке деятельности “АэроСвита”, признанию его банкротом и ликвидации.
20 февраля “АэроСвит” подал кассационную жалобу на постановление апелляционной инстанции и ожидает ее рассмотрения Высшим хозяйственным судом Украины.
Пока в авиакомпании продолжается сокращение персонала в рамках реорганизации, начатой еще в декабре 2012 г. Этой программой предусмотрена передача на аутсорсинг отдельных операций, уменьшение перечня обслуживаемых маршрутов (до дальнемагистральных), значительное сокращение штата компании. Сотрудники всех подразделений “АэроСвита” по графику получают предупреждения о возможном увольнении в связи с реорганизацией (за два месяца до предполагаемой даты увольнения), как это и предусмотрено национальным трудовым законодательством.
Однако реальная сфера оперирования и будущее штатное расписание “АэроСвита” будут непосредственно зависеть от того, удастся ли компании разблокировать проблемы, препятствующие возобновлению операционной деятельности и реализации программы выхода из кризисной ситуации. (Авиакомпания “АэроСвит”/Транспорт в Украине, СНГ, мире)