Казахстан наращивает поставки нефти в Китай в 2013 г., постепенно разворачивая экспорт на восток вместо загрузки трубопроводной системы России – своего партнера по Таможенному союзу, пишет “Рейтер”.
Теряя казахстанские ресурсы сырья, Россия рискует повторить свой печальный опыт с Туркменистаном, который, разочаровавшись в условиях транзита газа по системе “Газпрома”, в последние годы также предпочитает поставки на безразмерный китайский рынок.
Казахстан начал в 2013 г. регулярную прокачку нефти по трубопроводу “Кенкияк – Атырау” в реверсном режиме, проложив нефтяную магистраль в Китай через всю страну – от Западного Казахстана (Атырау) до пограничного перехода Алашанькоу на китайской границе. Теперь казахстанский экспортный маршрут в Китай начинается в той же точке, что и нефтепровод “Атырау – Самара”, поставляющий в российскую систему Транснефти около 15 млн. т сырья в год.
Китай получает через Алашанькоу меньше казахстанской нефти – около 10 млн. т в 2012 г., но транзит через Россию не растет многие годы, тогда как поставки в Китай уже в 2013 г. должны повыситься сразу на 20% до 12 млн. т.
В январе Казахстан уже увеличил экспорт нефти в Китай, прокачав 1,012 млн. т против 0,978 млн. т в декабре 2012 г., следует из данных Миннефтегаза Казахстана.
Транснефть отказалась комментировать увеличение поставок казахстанской нефти в Китай.
Кроме распределения существующих экспортных ресурсов Казахстан должен в ближайшее время определить маршруты поставки нефти новых месторождений, в первую очередь – гигантского Кашагана, для чего также может использовать китайское направление. “Вообще лучше бы им развернуть (нефть) на Китай, поскольку европейский рынок насыщенный. Особенно с учетом того, что “сланцевая революция” приведет в Европу нефть с Ближнего Востока, из Африки и Латинской Америки. Единственный перспективный рынок – Азия”, – сказал аналитик Sberbank СIB Валерий Нестеров.
Участники Кашагана уже рассматривают маршрут в Китай через Алашанькоу, сказали “Рейтер” два источника в Казахстане. “Рассматриваются все возможные маршруты “эвакуации” нефти Кашагана, в том числе и Алашанькоу”, – сообщил сотрудник компании – участника кашаганского проекта.
Первая фаза Кашагана предусматривает добычу до 300000 баррелей в сутки сразу после пуска в 2013 г. с последующим увеличением до 450000 баррелей. Доказанные извлекаемые запасы нефти Кашагана составляют 761,1 млн. т. Состав участников СРП: “Казмунайгаз”, Eni, Total, Exxon Mobil, Royal Dutch Shell (по 16,81%), ConocoPhillips (8,40%), Inpex (7,56%).
Рост спроса на нефть в Китае не только лишает Москву дополнительных транзитных объемов, но и провоцирует российские компании на изменение привычных экспортных маршрутов в пользу казахстанского транзита.
В январе источники сообщили, что государственная “Роснефть” предложила Казахстану долгосрочный контракт на поставку нефти с замещением объема казахстанским сырьем на границе с Китаем, что вызвало неодобрение “Транснефти”, испытывающей дефицит ресурсов для заполнения экспортных маршрутов.
Отток казахстанского сырья в Китай и развитие транспортной инфраструктуры ставит крест на планах “Транснефти” загрузить свободные мощности ресурсами из Казахстана: проект увеличения пропускной способности маршрута “Атырау – Самара” фактически заморожен, признают в монополии. “Планы пока остаются планами. Никакого развития пока нет”, – сказал представитель “Транснефти” Игорь Демин.
Казахские производители нефти, сдающие сырье в российские магистральные нефтепроводы, ограничены в возможности выбора экспортных маршрутов. Например, новый терминал “Транснефти” в Усть-Луге, который не пользуется популярностью у российских производителей из-за более низкой рентабельности по сравнению с другими маршрутами, в настоящее время обеспечен ресурсами НГДО Казахстана примерно на 30%, тогда как соседний Приморск – лишь на 6%.
Трубопровод “Кенкияк – Атырау” начал прокачку в восточном направлении, чтобы обеспечить компании “Мангистаумунайгаз”, 50% которой принадлежит китайской CNPC, поставки нефти в Китай по толлинговой схеме.
Тестовые поставки компания начала еще в ноябре 2012 г., экспортировав около 4000 т нефти. В декабре поставки выросли до 20000 т, а в январе составили 33960 т, согласно данным Миннефтегаза Казахстана.
По информации источника, знакомого с ситуацией, трубопровод мощностью 6 миллионов тонн в год, готов к работе в восточном направлении не полностью. “Трубопровод надо реконструировать, на это потребуются средства и время, пока идут поставки в тестовом режиме до 40000 т в месяц”, – сказал источник.
Казахстан начал переработку нефти на НПЗ Китая по толлинговой схеме после долгого и безрезультатного поиска условий взаимных поставок энергоресурсов в едином экономическом пространстве с Россией.
Трубопровод “Атасу – Алашанькоу” был открыт в 2005 г., западный участок системы – “Кенкияк – Атырау” – был построен еще раньше, в 2004 г., обеспечив нефтедобывающим компаниям, работающим в западном регионе Казахстана, выход на международный рынок через систему “Транснефти” (по нефтепроводу “Атырау – Самара”) и Каспийского трубопроводного консорциума (КТК).
В конце 2009 г. завершилось строительство трубопровода “Кенкияк – Атасу – Алашанькоу”, открывшего дорогу актюбинским добывающим компаниям, в частности китайской CNPC дорогу в Китай, что значительно “высушило” экспортный каспийский маршрут “Актау – Баку – Батуми”. (Trans-Port.com.ua/Транспорт в Украине, СНГ, мире)