Средняя себестоимость перевозок на региональных и местных авиалиниях в расчете на кресло-километр в РФ в разы выше, чем на магистральных авиаперевозках, заявил глава Министерства транспорта РФ Максим Соколов на совещании у председателя правительства РФ Дмитрия Медведева, посвященному вопросам развития региональной авиации.
На магистральных перевозках себестоимость составляет примерно 2,5 руб., на региональных – 5 руб., на местных – 35 руб. К тому же средняя стоимость авиабилетов на региональных и местных авиалиниях в РФ примерно на 20%, по отдельным позициям на 40%, даже 45% выше, чем в США и Канаде, странах, приближенных к РФ по расстояниям и условиям. Это, по словам М. Соколова, свидетельствует о низкой топливной эффективности в том числе и высокозатратной эксплуатационной экономике парка воздушных судов, которые используются на этих линиях, в первую очередь на местных. При этом средний тариф экономического класса по внутрирегиональным авиалиниям туда и обратно в РФ эквивалентен среднемесячной заработной плате населения РФ, в то время как за рубежом стоимость перевозки на борту региональной авиакомпании туда и обратно составляет не более 5% среднемесячной заработной платы населения.
По словам главы Минтранса, в настоящее время сформирована и постоянно работает действующая рабочая группа по развитию региональных авиаперевозок при Правительственной комиссии по транспорту и связи, которая включает как представителей бизнеса и аэропортов, так и Минтранса, Росавиации, других федеральных органов исполнительной власти. Минтрансом совместно с заинтересованными федеральными органами и авиаперевозчиками разработана и утверждена поручением правительства дорожная карта “Развитие авиаперевозок”, которая включает 18 мероприятий, из которых пять уже выполнено, остальные находятся на разных стадиях исполнения.
Дорожной картой предусмотрены целевые показатели, которые предусматривают до 2015 г. рост объемов перевозок в целом по внутренним маршрутам до 45 млн. человек, а по региональным до 6-7 млн. пассажиров, увеличение коэффициента авиационной подвижности до 0,6, количество региональных линий до 1,5 тыс.
М. Соколов также рассказал о реализуемых программах государственной поддержки – субсидирование федеральных казенных предприятий, создаваемых на базе аэродромов регионального и местного значения, субсидирование отдельных аэродромов, которые находятся в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, субсидирование воздушных перевозок пассажиров с Дальнего Востока и Сибири в европейскую часть и Калининградскую область, а также субсидирование внутренних региональных перевозок воздушным транспортом в Приволжском федеральном округе, лизинг воздушных судов для осуществления региональных и местных воздушных авиаперевозок. Ведомством проводится постоянная работа по совершенствованию этих программ.
Также одним из важнейших вопросов развития региональной авиации является вопрос кадрового обеспечения. В 2013 г. планируется дальнейшее увеличение приема студентов-курсантов по специальности “пилот”, в данном случае до 1 тыс. человек (примерно таков сегодня дефицит пилотов в гражданской авиации), а в 2014 г. за счет в том числе бюджетных программ поддержки до 1,3 тыс. человек. Для улучшения качества летной подготовки курсантов в течение последних трех лет закуплены 27 тренажеров и 91 учебный самолет. В 2013 г. в учебные заведения планируется поставить еще 32 учебных самолета и четыре тренажера.
Кроме того, Минтрансом подготовлены изменения в нормативную базу, предусматривающие допуск иностранных пилотов в качестве командиров воздушных судов с квотой до 200 человек в год в течение пяти лет. Данный вопрос рассмотрен в правительстве РФ и в целом поддержан, поэтому ведомство просит ускорить решение этого вопроса, согласование его в установленном порядке и внесение соответствующего законопроекта в Государственную думу.
М. Соколов также напомнил, что в 2012 г. было принято решение о субсидировании российских авиакомпаний, которые получают воздушные суда по договорам лизинга. В 2012 г. было поставлено 26 самолетов на 1,2 млрд. руб. В 2013 г. планируется выделить на эти цели 2,1 млрд. руб. на поставку порядка 40 самолетов. При этом в рамках исполнения поручения правительства РФ, Минтрансом совместно с Минпромторгом вносятся изменения для того, чтобы была возможность и определенная доля финансирования судов именно отечественного производства, типа Ан-148 и Sukhoi Superjet-100, которые будут использованы в первоочередном порядке на региональных авиалиниях. (АвиаПорт/Транспорт в Украине, СНГ, мире)