Закон “О морских портах Украины” призван обеспечить качественную модернизацию портового хозяйства Украины путем привлечения необходимых объемов инвестиций, а также положенные стандарты труда и социальные гарантии для работников морской отрасли. Об этом шла речь на выездном заседании президиума Центрального совета Профсоюза работников морского транспорта Украины (ПРМТУ), которое состоялось в Измаильском морском торговом порту. В работе выездного заседания приняли участие члены президиума Центрального совета ПРМТУ во главе с председателем ПРМТУ Михаилом Киреевым, а также заместитель директора Департамента государственной политики в области морского и речного транспорта Мининфраструктуры Игорь Горобец, начальник отдела морехозяйственного комплекса, транспорта и связи Одесской облгосадминистрации Владимир Романенко, городской голова Измаила Андрей Абрамченко, заместитель председателя Федерации работодателей транспорта Украины Сергей Никулин, начальник ГП “Измаильский морской торговый порт” Андрей Ерохин, начальник ГП “Ренийский морской торговый порт” Сергей Строя, представители первичных профорганизаций морских портов Украины, а также председатель первичной организации независимого профсоюза “Защита и справедливость” Сергей Стынка.

На заседании обсуждались вопросы текущей ситуации на предприятии и их дальнейшее решение в рамках проведения реформирования морской отрасли согласно Закону “О морских портах Украины”.

В частности, как рассказал заместитель директора Департамента государственной политики в области морского и речного транспорта Игорь Горобец, не ожидая вступления в силу Закона ведомство продолжает принимать ряд мер, призванных обеспечить стабильную работу “Украинского Дунайского пароходства” и дунайских портов. Однако, по его словам, в корне изменить ситуацию к лучшему призван именно Закон “О морских портах Украины”, который вскоре вступит в силу.

В условиях постоянно растущей конкуренции за груз и целенаправленного развития соседними государствами собственных портов, проведения политики обеспечения загрузки собственных портовых мощностей как отечественными, так и иностранными привлеченным грузами для Украины важно создавать и развивать собственные конкурентные преимущества, а для этого необходимы значительные капиталовложения. По предварительным подсчетам, для того, чтобы успешно реагировать на все внутренние и внешние вызовы портовой отрасли нужны инвестиции в гидротехнику, наземную инфраструктуру, создание искусственных земельных участков, в 25 млрд. грн. причем в среднесрочной перспективе. При использовании собственных средств портов на модернизацию пойдет 15 лет. Конечно столько отрасль ждать не может.

По мнению председателя ПРМТУ Михаила Киреева именно Закон “О морских портах Украины” позволит привлечь инвестиции, что позволит обеспечить дополнительным грузопотоком украинские порты.

Закон, с одной стороны, закрепляет гарантии для инвесторов, предоставляя им уверенность, что инвестировав капитал в тот или иной порт, они через некоторое время не потеряют свой бизнес. С другой стороны, закон гарантирует социальные стандарты для работников портовой отрасли, которые прописаны в отраслевых соглашениях и коллективных договорах. По информации Михаила Киреева уже готов текст Отраслевого соглашения, которое в ближайшее время будет подписано. В каждом порту сейчас работает комиссия по реорганизации, в состав которой в обязательном порядке входит председатель профсоюзного комитета, позиция которого учитывается администрацией при принятии решений. Коллективные договоры будут заключены и в каждом филиале Администрации морских портов Украины и во всех государственных предприятиях, которые реорганизуются. Михаил Киреев подчеркнул: “Самое главное, при реализации проектов государственно-частного партнерства в портах не стоит вопрос о сокращении. И далее все вопросы численности работников предприятий будут согласовываться с профсоюзом”.

На социальной защищенности работников отрасли, как одной из важных функций Закона “О морских портах Украины”, акцентировал внимание и заместитель директора Департамента государственной политики в области морского и речного транспорта Игорь Горобец. Специалисты Мининфраструктуры постоянно проводят консультации с представителями профсоюза для того, чтобы эффективно урегулировать все вопросы.

Игорь Горобец подчеркнул: “При реформировании портовой отрасли не будет потерян ни один профессионал. На Коллегии Мининфраструктуры 5 марта министр наложил мораторий на осуществление руководителями госпредприятий, которые реорганизуются, меры по сокращению работников в рамках проведения реформирования портовой деятельности”.

Мининфраструктуры и ПРМТУ ведут работу по подготовке портов к реорганизации совместно с Федерацией работодателей транспорта Украины. По мнению заместителя председателя Федерации работодателей транспорта Украины Сергея Никулина, инвесторы, в первую очередь должны быть социально ответственными. В Украине уже есть подобные примеры среди компаний, работающих в портах. В первую очередь, в порты должны прийти инвесторы, у которых есть своя грузовая база. При проведении конкурса будет учитываться ряд условий, среди которых и сохранение социальных стандартов.

Говоря непосредственно об Измаильскои порте, где проходила встреча, руководитель государственного предприятия Андрей Ерохин отметил: “В наших интересах обеспечить портовиков работой. Поэтому одно из конкурсных условий на реализацию проектов государственно-частного партнерства – выполнение социальных гарантий, прописанных в коллективном договоре”.

В рамках выездного заседания также выступили лидеры профсоюзных комитетов других портов и рассказали чем живут трудовые коллективы. Председатель первичной профсоюзной организации Керченского порта Ирина Черненко обратилась к представителям независимого профсоюза “Защита и справедливость” и первичной организации ПРМТУ Измаильского порта с призывом найти компромисс и работать совместно. “Забота у нас у всех одна – защита людей, поэтому и действовать нам нужно совместно. Впереди у нас много работы. Мы надеемся, что Закон о портах позволит нам жить так, как живут одесские портовики”. (Trans-Port.com.ua/Транспорт в Украине, СНГ, мире)