Бюджетные ассигнования на подпрограмму “Малая авиация” недостаточны, несистемны и имеют низкую эффективность, говорится в сообщении Счетной палаты РФ.

На Коллегии Счетной палаты, которая прошла под председательством Сергея Степашина, отмечалось, что поставленные президентом РФ задачи развития авиастроительной отрасли, расширения парка самолетов российского производства, региональных и местных авиаперевозок и аэродромной и аэропортовой инфраструктуры к настоящему времени решены не в полном объеме.

На разработку региональных самолетов в рамках ФЦП “Развитие гражданской авиационной техники России на 2002-2010 гг. и на период до 2015 г.” из федерального бюджета в 2002-2012 гг. было направлено около 17 млрд. руб. Финансирование малой авиации ФЦП не предусматривалось, однако в рамках поручения правительства в 2010-2011 гг. за счет средств ФЦП было профинансировано проведение научно-исследовательских работ на 387,5 млн. руб. “В нарушение порядка разработки и реализации федеральных и межгосударственных целевых программ данное решение не было оформлено – соответствующее изменение в ФЦП не внесено”, – отметили в Счетной палате.

“Однако, практически при полном ежегодном освоении выделенных средств, ключевые показатели ФЦП не достигнуты. По итогам 2009 г. из 26 целевых показателей и индикаторов ФЦП значения выполнены только по 14 позициям, в 2010 г. из 26 показателей по 12 позициям, в 2011 г. – из 23 показателей по 14 позициям. Одной из причин такой ситуации стала задержка на несколько лет программы создания самолета Sukhoi SuperJet-100 относительно запланированных сроков, – говорится в тексте сообщения. – Это может оказаться критичным для их коммерческой эффективности и в результате, несмотря на заявленные характеристики, российские авиационные проекты окажутся неконкурентоспособными, а вложенные в них государственные средства окажутся неэффективными затратами”.

Проверка показала, что запланированный в рамках новой государственной программы “Развитие авиационной промышленности на 2013-2025 гг.” объем бюджетных ассигнований на подпрограмму “Малая авиация” в 9,1 млрд. руб. является недостаточным для решения накопившихся проблем в сфере малой авиации.

До настоящего времени отсутствуют утвержденные критерии и правила оценки инвестиционных проектов создания и производства новых самолетов, и фактически Минпромторг и Минтранс России оказывают государственную поддержку проектам, в рамках которых за государственные средства планируется закупать не новые иностранные авиационные двигатели, авионику, иностранные воздушные суда и уже далеко не новые технологии, подчеркнули в Счетной палате.

Одним из примеров подобной ситуации является проект модернизации самолета Ан-2. Анализ данного проекта показал, что его реализация не решает задач по возрождению в России малой авиации. В этой связи было отмечено отсутствие системного подхода к государственным инвестициям в авиастроительную отрасль и их низкую эффективность, отмечается в сообщении. (Aex.ru/Транспорт в Украине, СНГ, мире)