Дмитрий Фирташ к 2015 г. планирует втрое увеличить мощности принадлежащего ему морского порта “Ника-Тера” в Николаеве. Инвестиции в порт, по словам его начальника Александра Гайду, составят $150 млн. Это позволит нарастить мощности по перевалке до 13-15 млн. т в год, из которых 6 млн. т придется на перевалку зерновых. Чтобы загрузить такие мощности, основателю Group DF придется создать крупного зернотрейдера или построить собственный агрохолдинг.
На “Ника-Тере” будет построен склад карбамида вместимостью 50000 т и зернохранилища на 170000 т, говорит Гайду. В прошлом году перевалка грузов через “Ника-Теру” составила 3,8 млн. т при годовой мощности около 4 млн. т. Примерно 40% пришлось на минеральные удобрения, около 30% – на зерно.
Увеличение перевалки удобрений вписывается в стратегию группы Фирташа. Компания Ostchem, которая входит в Group DF, – крупнейший в Украине производитель удобрений с долей в 70%. “Через порт Фирташа экспортирует продукцию российский “Уралкалий”, добавляет эксперт химического и аграрного рынков Дмитрий Гордейчук.
По мнению Forbes.ua, в Украине – избыток мощностей по перевалке зерна. Экспорт зерновых в 2012 г. составил 26,5 млн. т, а годовая мощность зерновых терминалов страны, согласно данным Центра транспортных стратегий – 37,1 млн. т. Тем не менее, в прошлом году Group DF инвестировала в порт более $52 млн., половина из которых была потрачена на расширение мощностей по перевалке зерна. Зачем Фирташу расширять порт на сверхконкурентном рынке?
Группа Фирташа собирается выйти на агрорынок в качестве оператора, полагает Гордейчук. “Ему нужны экспортные ворота для своих грузов, а не для чужих”, – отмечает эксперт.
Сельскохозяйственным бизнесом группа Фирташа пока не занимается, хотя и присматривается к этому рынку. “Некоторые бизнесы, такие как сельскохозяйственный, находятся в эмбриональном состоянии, – сказал управляющий директор Group DF Борис Краснянский, отвечая на вопрос о флагманских направлениях бизнеса Фирташа. – Но в Украине быть крупной группой и не иметь своего интереса в сельском хозяйстве, по меньшей мере, недальновидно”.
Косвенное подтверждение интереса Фирташа к аграрному рынку – нестыковка цифр в заявленных проектах. По данным Group DF, вместительность зернохранилищ “Ника-Теры” после расширения составит 210000 т. Для перевалки заявленных “Ника-Терой” 6 млн. т зерна в год порту нужно 300-500 тыс. т мощностей по хранению, подсчитал заместитель гендиректора порта “Поти” Андрей Кузьменко. “Другие варианты – либо создать внешние терминалы по примеру “Нибулона”, либо переваливать груз одного клиента, – поясняет Кузьменко. – Но таких крупных трейдеров в Украине пока нет”.
В Group DF потенциальными клиентами “Ника-Теры” считают средние и мелкие агрохозяйства. “Обслуживание в порту может быть интересно фермерам, которые закупают удобрения у дистрибуторской компании “УкрАгроНПК”, принадлежащей Group DF”, – подчеркивает Мария Беззубова, директор по маркетингу и стратегическому планированию Ostchem. Кроме того, “Ника-Тера” после увеличения мощностей может составить конкуренцию другим крупным терминалам, которые не справляются с нагрузкой во время сезонных пиков в июле-августе.
Такая бизнес-модель вызывает вопросы. “Зерновой терминал может выйти на максимальную техническую мощность только в случае работы на нем одного-двух трейдеров”, – указывает Кузьменко. По его словам, даже при работе порта с четырьмя-шестью клиентами объемы перевалки падают на 20-30% – это вызвано сложностью стыковки приема и отгрузок отдельных партий зерна различного качества и объема, принадлежащих разным трейдерам.
Ставка на крупные агрохолдинги, по мнению Кузьменко, тоже может не сработать. У “Кернела”, “Нибулона”, “Приват-Агрохолдинга” имеются собственные перевалочные мощности в Ильичевске, Южном и Николаеве.
Выйти на рынок торговли зерном группа Фирташа может за счет бартерных операций. Директор черкасского института НИИТЕХИМ Тамара Ковеня рассказывает, что небольшие аграрные хозяйства регулярно закупают удобрения и горюче-смазочные материалы у структур Group DF, и зачастую рассчитываются не деньгами, а своей продукцией. “Корпоративные связи между производителем минеральных удобрений и аграриями – распространенная мировая практика, – объясняет Ковеня. – Многие химические корпорации продвигаются в аграрный сектор”. (Trans-Port.com.ua/Транспорт в Украине, СНГ, мире)