Автомобильные перевозчики пассажиров и грузов должны больше внимания уделять безопасности движения: в рамках реализации Стратегии повышения уровня безопасности дорожного движения в Украине на период до 2015 г. в Мининфраструктуры Украины подготовили проект нового приказа “Об утверждении Положения о Системе управления безопасностью движения на автомобильном транспорте общего пользования”. В соответствии с этим документом планируется ввести единый порядок подготовки, принятия и реализации любых решений, направленных на управление безопасностью движения на автотранспорте, обеспечения расследования, выявления причин возникновения и разработки мер предупреждения дорожно-транспортных происшествий и т. д.
Автоперевозчики должны будут ввести свою Систему управления безопасностью движения – обязательно нужно будет создать комиссию (службу) безопасности дорожного движения или назначить должностных лиц. Например, как определено Законом Украины “Об автомобильном транспорте”, перевозчики, имеющие до 50 водителей должны иметь одного специалиста по безопасности дорожного движения (возможно по совместительству), от 51 до 250 водителей – одного штатного специалиста, от 251 до 500 – двух специалистов , от 501 до 1000 – трех специалистов, более 1000 – 4 специалистов. У автоперевозчиков, у которых более 500 водителей, создается комиссия безопасности дорожного движения.
Основная задача ответственных за безопасность – решение конкретных вопросов по безопасности движения и разработка мер по предотвращению ДТП и нарушений Правил дорожного движения, уменьшение выбросов в окружающую среду, снижение шума и вибрации при эксплуатации автотранспорта. В перечне обязанностей автоперевозчика – подготовка, переподготовка, аттестация и повышение квалификации водителей транспортных средств. Например, для предоставления услуг по перевозке пассажиров и грузов водители должны повышать квалификацию раз в 5 лет. Также водители должны постоянно проходить медицинский контроль, инструктаж (вводный, первичный, предрейсовый, периодический, внеплановый), знакомиться с паспортом маршрута, схемой маршрута и расписанием движения, соблюдать режим труда и отдыха и т. д. – все это должен контролировать автоперевозчик-работодатель. Для водителей, которые в течение 12 и более месяцев до принятия на работу были водителями или принимаются на работу водителями впервые, автоперевозчик имеет организовать стажировку не менее 30 часов, а для направленных на работу на новые марки и модели автомобилей – не менее 8 часов.
Водитель автотранспорта общего пользования беспрекословно должен придерживаться Правил дорожного движения, Правил предоставления услуг пассажирского автомобильного транспорта, Правил перевозки опасных грузов, правил перевозки грузов и технической эксплуатации транспортных средств. В случае возникновения ДТП водитель обязан немедленно сообщить об этом работодателя. Автоперевозчик в свою очередь не позднее 1 часа после наступления ДТП информирует соответствующий территориальный орган Укртрансинспекции. Автомобильные перевозчики с целью оценки состояния аварийности, анализа причин ДТП и принятия мер по их устранению должны будут вести учет всех ДТП с участием своих транспортных средств, независимо от места совершения происшествия, его последствий и вины водителя. Также для предупреждения чрезвычайных событий вводятся Дни безопасности. Автоперевозчики будут проводить их не реже одного раза в месяц; Укртрансинспекция – не реже одного раза в квартал; в Министерстве инфраструктуры – дважды в год.
Подготовленным Положением определены и порядок расследования и реализации мероприятий по предупреждению, уменьшению и устранению рисков и вероятности возникновения дорожно-транспортных происшествий.
Разработчики проекта документа убеждены, что с внедрением Положения значительно повысится уровень безопасности, качества и эффективности пассажирских и грузовых перевозок на автомобильном транспорте, что будет способствовать снижению количества ДТП. (Trans-Port.com.ua/Транспорт в Украине, СНГ, мире)