Азербайджан прилагает значительнее усилия для развития в регионе транспортных коридоров. Одним из важных проектов на сегодня является ввод в строй железной дороги Баку-Тбилиси-Карс. Это позволит заметно оживить грузоперевозки в рамках Евроазиатского транспортного коридора (TRACECA).
А пока объем грузоперевозок, осуществленных в первом квартале 2013 года по территории Азербайджана в рамках Евроазиатского транспортного коридора (TRACECA), увеличился по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 5,6% – до 14,7 млн. тонн, сообщили агентству “Интерфакс-Азербайджан” в Госкомстате.
При этом 35,9% грузоперевозок в рамках коридора пришлось на железнодорожный транспорт, 44,9% – автомобильный, 19,2% – морской транспорт.
В рамках коридора в январе-марте 2013 года было перевезено 69,4 млн. человек (рост на 7,2%).
Доходы от перевозки грузов составили 115,4 млн. манатов, пассажиров – 23,2 млн. манатов, что превышает показатели первого квартала 2012 года соответственно на 7,2% и 14,7%.
Транспортный коридор Европа-Кавказ-Азия (программа Евросоюза TRACECA) соединяет Франкфурт (Германия) с Шанхаем (Китай). Участниками программы являются: Азербайджан, Армения, Грузия, Болгария, Румыния, Украина, Молдова, Турция, Казахстан, Узбекистан, Таджикистан, Кыргызстан, Афганистан.
Отметим, что Азербайджан в ближайшее время сможет посредством строящейся железной дороги выйти на европейские страны через территорию Грузии и Турции.
Напомним, что работы в рамках проекта по созданию нового железнодорожного сообщения “Баку-Тбилиси-Карс” ведутся в соответствии с запланированным графиком, отмечал глава ЗАО “Азербайджанские железные дороги” Ариф Аскеров, комментируя вопрос о приостановке работ в рамках этого проекта. По его словам, азербайджанская сторона утвердила бюджет для финансирования работ в течение 2013 года, и все работы ведутся в соответствии с заранее подготовленным графиком. “Все работы ведутся в соответствии с графиком, и уже к концу 2013 года должны завершиться”, – отметил Аскеров.
Проект транспортного коридора БТК включает строительство железнодорожной ветки Карс-Ахалкалаки протяженностью 98 километров, из которых 68 километров – на турецкой, 30 километров – на грузинской территории.
В рамках проекта в Грузии будет реконструирован 183-километровый участок железной дороги Ахалкалаки-Марабда-Тбилиси для повышения пропускной способности до 15 миллионов тонн грузов в год. Также в Ахалкалаки планируется построить центр по переводу поездов с существующей в Грузии колеи на европейскую.
На строительство и реконструкцию грузинского участка железной дороги БТК Азербайджан выделил Грузии льготный кредит на сумму 775 миллионов долларов. Транш “А” в размере 200 миллионов долларов выделен сроком на 25 лет под 1 процент годовых (охватывает работы по проекту с 2007 года), транш “B” объемом в 575 миллионов долларов – на 25 лет под 5 процентов годовых.
Необходимость в выделении транша “В” связана с повышением мировых цен на стройматериалы и сырье, переоценкой текущего состояния железнодорожной ветки Марабда-Карцахи, проведением работ в негативных погодных условиях и пр.
Как ожидается, ежегодно по БТК, которая будет иметь прямой выход на европейскую железнодорожную сеть, будет транспортировать 30 миллионов тонн грузов в год. БТК позволит увеличить поток контейнерных, наливных и других типов грузов из Азии в Европу. За это время будет завершена реализация проекта “Мармарай” по строительству тоннеля под Босфором, что позволит открыть железнодорожное сообщение в Европу (“Тренд”).
Кстати, пробная поездка по железнодорожному тоннелю “Мармарай”, который свяжет азиатскую часть Стамбула с европейской, состоится 1 августа, сказал директор проекта Халюк Ибрахим Озмен, сообщает в газета “Sabah”. Согласно сообщению, после пробной поездки проект будет полностью сдан в эксплуатацию в октябре текущего года. На сегодняшний день завершилось строительство около 95 процентов тоннеля, сказал Озмен. “Большая часть строительных работ уже завершена. В тоннеле уже уложены рельсы”, – сказал он.
Также на стадии производства находится 35 вагонов, которые будут использоваться в проекте.
Ранее в министерстве транспорта, судоходства и коммуникаций Турции сообщали “Тренд”, что протяженность железной дороги составит 76,3 километра, из которых 13,6 километра придутся на тоннель. Мощность транспортировки железной дороги составит 75 тысяч пассажиров в час в одном направлении. Поезда – будут отправляться каждые две минуты. Мощность транспортировки в оба направления составит 1,2 миллиона пассажиров в сутки. В министерстве также отметили, что это – единственный проект такого рода, когда по одному и тому же тоннелю могут транспортироваться и пассажиры, и грузы. После сдачи тоннеля в эксплуатацию объем железнодорожных перевозок в Стамбуле повысится на 20 процентов – до 28 процентов от общего объема перевозок.
Отметим, что активные работы на железной дороге продолжаются и на территории Азербайджана.
ЗАО “Азербайджанские железные дороги” в рамках обновления железнодорожного полотна в направлении Баку-Беюк Кесик приступило к капитальному ремонту 14 километров железной дороги на участке Пирсаат-Наваши, говорится в сообщении, распространенном ЗАО. Работы будут продолжены до 30 мая. Капитальный ремонт 317 километров железной дороги Баку-Беюк Кесик осуществляется за счет кредита в размере 215 миллионов евро, выделенного чешским Exim Bank. Работы стартовали 10 июня 2011 года с 97-го километра участка железной дороги Агстафа-Татлы. До настоящего времени отремонтировано 227,5 километра дороги, говорится в сообщении.
К работе по реконструкции привлечены специализированные железнодорожные учреждения NN 4 и 11 ООО “Демирйолсервис” ЗАО “Азербайджанские железные дороги” (АЖД) и соответствующие структуры департамента инфраструктуры.
Кроме этого, в Баку находится миссия Германского банка развития KfW для консультаций о сотрудничестве с ЗАО “Азербайджанские железные дороги” . Как сообщили Fineko/abc.az в АЖД, миссия имеет целью обсуждение возможного содействия в рамках проекта “Поддержка железнодорожной торговли и транспорта” (Rail Trade and Transport Facilitation Project). “Проект ориентирован на поддержку Германским банком закупки новых локомотивов для АЖД”, – сказали в ЗАО. Ранее KfW сделал обновлснные предложения о финансировании, которые сопровождаются сильной технической поддержкой. Банк предложил за свой счет подготовить технико-экономическое обоснование и тендерную документацию для проведения конкурса на закупку 50 электровозов. Оплата этой работы будет осуществлена в объсмах, которые определит АЖД при привлечении кредита KfW на оплату поставок этой техники. Ранее закупка 50 электровозов была выведена за рамки проекта Всемирного банка, что позволило финансировать реализацию его других компонентов без привлечения дополнительного финансирования. Позже АЖД определило свои минимальные среднесрочные потребности в подвижном составе на уровне 12 многосистемных электровозов и 100 пассажирских вагонов. “Эти оценки покрывают потребности АЖД в развитии пассажирских перевозок лишь на два-три года. Мы же готовим документацию для удовлетворения всех потребностей азербайджанских железных дорог в подвижном составе”, – указали в KfW.
Даже если бы тендер на поставку электровозов был объявлен сегодня, поставки техники начались бы минимум через год-два. В прошлом году в правительстве Азербайджана заявляли, что от KfW нужно привлечь 400 млн. евро для выполнения ряда работ для увеличения пропускной способности азербайджанских железных дорог и увеличения скорости движения. Правительство Азербайджана аргументировало необходимость вовлечения банка в финансирование Rail Trade and Transport Facilitation Project дефицитом проектного бюджета. Однако реструктуризация проекта позволила профинансировать закупку систем сигнализации за счст уже выделенных кредитов.
Весной 2008 года совет директоров Всемирного банка одобрил выделение Азербайджану на этот проект 450 млн.долларов, что стало крупнейшей ссудой банка с 1995 года, когда тот открыл финансирование Азербайджана. Кредит предоставлен на условиях Международного банка реконструкции и развития (IBRD) на 17 лет при четырех годах рассрочки платежей. Проект нацелен на повышение качества железнодорожных услуг, повышение финансового состояния, платсжной и операционной эффективности и потенциала АЖД. Проект с бюджетом, который в 2008 году оценивался в 795 млн.долларов, сфокусирован на развитие коридора до Грузии. Позже еще 250 млн. евро поступило от Экспортного банка Чехии. Ранее KfW заявлял о готовности предоставить Азербайджану до 500 млн. евро на железные дороги.
И в завершение министр транспорта Азербайджана Зия Мамедов примет участие в ежегодном саммите Международного транспортного форума (ITF). Как сказано в сообщении ITF, форум будет проведен 22-24 мая традиционно в Лейпциге (Fineko/abc.az). “Основной тематикой форума станет “Инвестирование в транспорт”. На министерской сессии спикеры выступят с презентациями на темы финансирования высокоскоростной железной дороги, инвентаризации финансирования частного и государственного секторов, финансовой устойчивости и финансирования климатических изменений в транспортном секторе”, – сказано в сообщении.
В сообщении также отмечено, что в ходе саммита будут обсуждены перспективы развития транспортного сектора в 2013 году, а также проведсн обмен опытом. Международный транспортный форум является всемирной площадкой и местом для проведения встреч на высшем уровне в сфере транспорта, логистики и мобильности. В рамках ITF ежегодно в Лейпциге собираются ключевые представители правительственных и политических организаций, коммерческих и промышленных предприятий, исследовательских учреждений и гражданского общества. (zerkalo.az/Транспорт Украины, СНГ, мира)