Крупнейшая украинская авиакомпания – “Международные авиалинии Украины” (МАУ) – уже в этом году может начать выполнять рейсы на дальнемагистральных маршрутах. Перевозчик договорился о получении в лизинг четырех-шести самолетов Boeing-767, которые раньше эксплуатировала авиакомпания “АэроСвит”.
О том, что “Международные авиалинии Украины” берут в лизинг шесть дальнемагистральных самолетов Boeing-767, газете “КоммерсантЪ” рассказал источник, знакомый с планами руководства перевозчика. Эти суда ранее эксплуатировала авиакомпания “АэроСвит”. Самолеты находятся в собственности лизинговой компании, принадлежащей, по данным участников рынка, структурам совладельца “ПриватБанка” Игоря Коломойского. “Первые три Boeing-767 МАУ получат в середине августа. Компании еще нужно внести этот тип самолетов в лицензию”, – уточнил собеседник. О переговорах МАУ и лизинговых структур господина Коломойского знает еще один источник, близкий к самой авиакомпании: “Изначально в МАУ хотели взять первые два дальнемагистральных самолета к осени. Сейчас речь идет о четырех самолетах, три из которых будут в бизнес- и эконом-компоновке салона, а четвертый – только в эконом”. “Я не могу ни подтвердить, ни опровергнуть эту информацию, – заявил президент МАУ Юрий Мирошников. – Да, у нас есть планы по выходу на дальнемагистральные маршруты. Но сроки и типы воздушных судов я не назову – твердых решений пока нет”.
У “АэроСвита” были долги перед “Международными авиалиниями Украины” (перевозчики осуществляли совместные рейсы), рассказывает источник в МАУ. “Одним из вариантов расплаты был лизинг двух Boeing-767. Но именно те самолеты, насколько мне известно, перехватили “Авиалинии Харькова”, а у МАУ возникла проблема – где именно срочно взять дальнемагистралку”, – объясняет собеседник. В компании рассчитывают поставить самолеты на чартерные и регулярные рейсы в Доминикану, Пекин и Бангкок, говорит источник. Кроме того, в авиакомпании уже начали переучивать летный состав для работы на новом типе самолетов и набирать новых сотрудников.
Компания “Международные авиалинии Украины” основана в 1992 г. Ее флот состоит из 26 самолетов Boeing-737 и двух Embraer 190. В прошлом году компания перевезла 2,8 млн. пассажиров (+33%). Чистая прибыль составила 26 млн. грн., чистый доход – 3,7 млрд. грн. (+22,5%).
Активно расширять флот МАУ необходимо, чтобы обслужить новые рейсы. Перевозчик сумел получить назначения на все маршруты “АэроСвита”, включая дальнемагистральные, 11 декабря 2012 г. Заседание лицензионной комиссии, на которой были переданы эти маршруты, состоялось менее чем за месяц до того, как “АэроСвит” инициировал банкротство с целью проведения санации. “Правда, в случае с дальнемагистральными самолетами мы уже под них срочно запускаем маршруты, хотя обычно делается наоборот”, – отметил источник в МАУ.
МАУ пытаются развиваться как сетевой перевозчик, осуществляя транзитные рейсы через базовый аэропорт “Борисполь”. Эксперт Центра политического и экономического анализа Вадим Слободянюк соглашается, что для того, чтобы сетевая модель была успешной, компании действительно необходимо открыть и дальнемагистральные направления. “Их модель развития – это, в сущности, второй “АэроСвит”, но они будут летать на уже обкатанных перевозчиком линиях. Другой вопрос, зачем им для этого понадобились столь устаревшие самолеты Boeing-767, они неэкономичны в эксплуатации”, – отмечает Слободянюк.
Рыночную стоимость лизинга Boeing-767 участники рынка оценивают в $220-250 тыс. в месяц без учета затрат на обслуживание. “Но поскольку самолеты, которыми пользовался “АэроСвит”, старые (им более 20 лет), их лизинг может обходиться и в $180 тыс. Однако, насколько мне известно, лизинговая ставка в этом случае не будет рыночной”, – утверждает источник, знакомый с условиями переговоров. По данным участников рынка, порядка 15 самолетов “АэроСвита” (всего их на конец 2012 г. было 29) через зарубежные лизинговые компании принадлежали совладельцу авиакомпании Игорю Коломойскому. Источники говорили, что суда будут переданы МАУ по цене, выгодной Коломойскому. При этом часть флота “АэроСвита” в МАУ уже забрали.
Игорь Коломойский в прошлом году стал совладельцем структур, контролирующих “Международные авиалинии Украины”, утверждают партнеры авиакомпании, а также источники в МАУ. На собрании акционеров 31 декабря, по словам его участников, были представители господина Коломойского. “Менеджерам дали понять, что Игорю Коломойскому не так важно, как дальше будут развиваться МАУ, ему важно, чтобы он продолжил получать прибыль от самолетов. Поэтому МАУ не приходится особо выбирать, какими самолетами пользоваться”, – утверждает собеседник. Вадим Слободянюк отмечает, что эксплуатация устаревшего флота – существенный конкурентный недостаток для любой авиакомпании. “С такими самолетами, как Boeing-767, в которых нет даже развлекательной системы для пассажиров, МАУ будет довольно сложно конкурировать в сегменте транзитных дальнемагистральных авиаперевозок с такими авиакомпаниями, как “Аэрофлот”, Turkish Airlines и LOT. У этих перевозчиков новые самолеты. В такой ситуации МАУ нужно будет сделать акцент на качестве и стоимости своих услуг”, – считает эксперт. (Trans-Port.com.ua/Транспорт в Украине, СНГ, мире)