Министерство инфраструктуры Украины вместе с Укравтодором продолжают привлекать международных инвесторов и искать возможности для участия в финансировании строительства и реконструкции украинских дорог отечественных инвесторов.

В частности, МИУ ведет переговоры относительно продолжения модернизации международных транспортных коридоров на территории Украины с такими международными финансовыми организациями, как Европейский банк реконструкции и развития, Европейский инвестиционный банк и Международный банк реконструкции и развития. В рамках сотрудничества с этими финансовыми институтами уже внедряется 3 проекта по реконструкции и капитального ремонта стратегически важных международных коридоров: части автомобильных дорог М-03 (“Киев – Харьков”), которая ориентировочно нуждается в $650 млн.; М-05 (“Киев – Одесса”), оценочной стоимостью 200 млн. евро; и Г-01 (“Киев – Чернигов”), которая нуждается в 400 млн. евро. Кроме того, сейчас ведутся переговоры о расширении сотрудничества с международными финансовыми учреждениями и привлечение их к развитию автомобильных дорог:

– “Знаменка – Луганск – Изварино”, на участке “Донецк – Днепропетровск – Луганск”, протяженностью 217 км и оценочной стоимостью 10,5 млрд. грн.;

– “Днепропетровск – Царичанка – Кобеляки – Решетиловка”, протяженностью 148 км, для завершения которого необходимо 7,4 млрд. грн.;

– автомагистраль в Запорожье вместе с двумя мостам через р. Днепр, протяженностью 9,1 км, в том числе: 7 развязок и 26 сооружений. Для завершения первого пускового комплекса выделено 800 млн. грн.;

– строительство последней очереди обхода Донецка, длиной 25,9 км. Стоимость работ – 2,8 млрд. грн.;

– строительство второй очереди обхода Днепропетровска, длиной 7,0 км. Для завершения 4 очереди предусмотрено 565,6 млн. грн.

Положительный опыт сотрудничества с международными финансовыми учреждениями показал необходимость и новые возможности совершенствования мер по контролю качества выполнения подрядчиками дорожных работ. Согласно международным стандартам, технический надзор за соответствием и своевременностью выполнения работ выполняет независимый инженер-консультант, который избирается на конкурсной основе. В частности “Укравтодор” уже имеет положительный опыт работы служб независимого технического надзора во время ремонта автомобильных дорог “Киев – Чоп”, “Киев – Харьков – Довжанский”, “Киев – Ковель – Ягодин”, финансируемых за счет международных финансовых организаций. Технический надзор осуществлялся компаниями Mott MacDonald Group Limited (Великобритания), Louis Berger SAS (Франция), IRD (Франция), EGIS (Франция), High-Point Rendel (Великобритания), Safege Consulting Engineers & IRD Engineering (Бельгия, Италия).

Как отметил министр инфраструктуры Владимир Козак, в Украине такой способ контроля пока возможен только в рамках проектов с международными организациями, поскольку законодательством не закреплены гарантийные сроки на объекты автомобильных дорог.

“В настоящее время “Укравтодор” дорабатывает проект новой редакции ДБН В.2.3-4: 201Х: “Автомобильные дороги. Часть 1. Проектирование. Часть 2. Строительство”, где будут установлены гарантийные сроки эксплуатации объектов автомобильных дорог, например, на земляное полотно до 10 лет, асфальтобеионне и цементобетонное покрытие от 3 до 8 лет”, – рассказал министр. Установлены гарантийные сроки обяжут подрядчиков нести ответственность в случае нарушения строительных требований.

А ради использования опыта независимого технического контроля на других объектах, финансируемых без привлечений кредитов МФО “Укравтодор” до конца года при поддержке Всемирного банка инициировал проведение аудита для оценки существующей системы контроля качества дорожно-строительных работ в нашей стране. Предполагается, что независимый аудитор разработает рекомендации по совершенствованию системы контроля качества выполнения строительных и ремонтных работ. “Мы сделаем систему на уровне международных”, – подчеркнул Владимир Козак.

Также рассматривается вопрос финансовой ответственности подрядчика за некачественную работу. Для этого будет создан страховой гарантийный фонд, средства которого могут направляться на покрытие расходов, связанных с выполнением некачественных строительных работ, в течение гарантийного срока.

Кроме того, продолжается поиск новых возможностей для привлечения не только международного, но и отечественного частного капитала в развитие автомобильных дорог. Одной из новых форм государственно-частного партнерства станет концессия. По словам министра, “Укравтодор” уже подготовил 7 проектов строительства новых дорог, которые в ближайшее время будут выставлены на концессионные конкурсы. Первоочередными из этих проектов являются:

– строительство и эксплуатация автомобильных дорог по направлению “Краковец – Львов – Броды – Ровно” длиной 258 км, ориентировочная стоимость – 13 млрд. грн.;

– строительство, ремонт и эксплуатация автомобильной дороги от “границы с РФ (КПП Щербаковка”) – Харьков – Новомосковск”. Общая длина участков дороги, которые включаются в проект – 209 км, ориентировочная стоимость работ – 3,9 млрд. грн.;

– строительство и эксплуатация I и II очередей Большой кольцевой автомобильной дороги вокруг Киева от автомобильной дороги “Киев – Чернигов – Н. Яриловичи” в “Киев – Ковель – Ягодин” длиной 151,6 км, стоимость – 24,9 млрд. грн.

“Подготовка документации продолжается. Думаю, что уже осенью мы предложим концессионерам условия участия в конкурсе”, – отметил Владимир Козак.

По условиям такого государственно-частного партнерства инвестор должен на 100% профинансировать строительство и берет на себя риски за увеличения расходов на строительство и эксплуатацию. Власть, в свою очередь, принимает решение о Проекте, финансовую модель возврата инвестиций, предоставления государственные гарантии по обязательствам Государственного партнера и устанавливает максимальную плату за проезд по новой дороге. (Trans-Port.com.ua/Транспорт в Украине, СНГ, мире)