За последние годы Донецкий аэропорт им. Прокофьева обновился радикально (“на две трети”, как шутят сотрудники). Но понимание цели всего этого у населения есть. Аэропорт не всегда выглядит заполненным, и продолжают возникать вопросы – для чего, мол, это, кто сюда летать будет?
Между тем статистика роста тоже имеется. Например, с мая прошлого года по май нынешнего аэропорт перевез более миллиона пассажиров.
Может быть все развивается медленнее, чем хотелось бы, но выдерживается направление, впервые озвученное Борисом Колесниковым еще в 2011 г.: Донецкий аэропорт должен превратиться в “хаб” – транзитный стыковочный узел, аэропорт, из которого пассажиры дальне-магистральных рейсов могут региональными и местными авиалиниями следовать во всех направлениях. “Реализация стратегии хаба для нас была и остается стратегической целью. Она построена как раз на формировании крупного транспортного узла на базе аэропорта им. Прокофьева”, – делится мыслями коммерческий директор аэропорта Алексей Дубревский.
После реализации этой задачи “Прокофьев” сможет притягивать пассажиров не только из Донецкой, но Днепропетровской, Запорожской, частично Харьковской и даже Ростовской областей (при том, что Ростов и сам сейчас создает мощный по российским меркам хаб).
“У нас агрессивная маркетинговая политика по привлечению авиакомпаний”, – говорит Дубревский. О ее результатах сообщалось ранее: в Донецк пришел долгожданный бюджетный (лоу-кост) перевозчик Wizz Air с новыми рейсами в крупные города Европы. Причем Wizz Air стал базовым перевозчиком, для него “Прокофьев” будет еще одним домом, а это даст городу постоянные и стабильные направления, к тому же теперь и вполне доступные по стоимости.
Открытие рейсов и базирование в Донецке лоу-коста Алексей Дубревский называет важнейшим шагом для реализации аэропортом концепции хаба. Без этого мечты о крупном воздушном узле невозможны – точно так же, как они были бы невозможны и без нового терминала, взлетно-посадочной полосы и современных технологий.
На реализацию концепции хаба аэропорт берет как минимум несколько лет. Возникает вопрос “А что от этого Донецку и дончанам?” Не получится ли так, что концепция хаба – вещь в себе, выгодная только аэропорту? По аргументам руководства “Прокофьева”, это совершенно не так. Появление дешевых рейсов в Европу приведет в аэропорт дополнительных пассажиров. А убытки на ценах предприятие намерено покрыть за счет предоставления дончанам и гостям города разнообразных услуг.
В октябре Wizz Air намерена привести в Донецкий аэропорт новый Airbus-320. Это, как утверждают аналитики рынка авиаперевозок, само по себе может поднять пассажиропоток аэропорта на четверть от существующего. Что дальше?
“Европейское направление с появлением постоянных рейсов из Донецка в Лондон, Рим, Милан, Мюнхен мы практически освоили. Но нам интересно все – Европа, Азия, СНГ. Мы хотим построить веерный разлет маршрутов, построить, безусловно, трансферные потоки”, – говорит Алексей Дубревский. И все это пригодится в первую очередь тоже дончанам.
Для того чтобы международный аэропорт “Донецк” стал настоящим хабом, одних самолетов и многочисленных рейсов мало. Не менее важной специалисты при создании транспортных узлов всегда считают роль инфраструктуры – внутренней, городской, областной.
К крупному международному транзитному узлу должны вести приличные дороги, работать как часы все транспортные службы. То же самое, хоть и в меньшей, возможно, степени, относится и к областному дорожно-транспортному хозяйству. Возле аэропорта придется выстроить бизнес-зону, которая может состоять из выставочного комплекса, мультимедийного центра, конференц-холлов, отелей. Об этом говорилось много в канун Евро-2012, задача пока не реализована, но с повестки дня не снимается.
Важная “хабовая” составляющая – полеты в Азию. Борис Колесников еще два года назад говорил, что осенью 2011 г. “Аэросвит” начнет полеты в Пекин из Донецка. Но тогда Украина не смогла договориться с Китаем.
В нынешнем году эта идея трансформировалась в предложение китайского авиаперевозчика, компании Hainan Airlines, о полетах в Донецк из аэропорта Ханькоу – крупнейшего транспортного и туристического центра на острове Хайнань (недалеко от Гонконга). Китайцы планировали начать их в июле, но пока вышла задержка. “Полеты будут, – уверил нас вчера пресс-секретарь донецкого аэропорта Дмитрий Косинов, – только немного переносятся сроки старта этого проекта”. (“Вести”/Транспорт в Украине, СНГ, мире)