Недавний всплеск активности лоукостов пока не меняет главной тенденции: в Украине все еще нет необходимых условий для роста сегмента бюджетных авиаперевозок. Привлечь в страну сильных европейских дискаунтеров и создать конкуренцию между ними можно только упрощением условий входа на рынок и снижением затрат на обслуживание в аэропортах.
5 июля Украина и ЕС начали очередную попытку договориться об объединении рынков авиаперевозок. Переговоры по заключению этого соглашения длятся с 2007 г. и насчитывают 6 раундов. Согласно планам Кабмин по интеграции Украины в ЕС, процесс создания совместного авиационного пространства должен завершиться в течение 2013 г. В эти же сроки правительство предполагает разрешить проблемы, препятствующие приходу новых авикомпаний, за счет чего ожидается приход в страну пяти новых лоукостов.
По состоянию на середину года, желание летать в/из Украины изъявили только 2 новых бюджетных авиаперевозчика – испанская Vueling Airlines и итальянская AirOne. Более того, заявленный еще весной единственный рейс AirOne “Киев – Катанья” (должен был открыться с 1 июня) отсутствует в системе бронирования перевозчика – вероятно, в силу того, что условия авиаперевозок с Россией, Испанией, Грузией и ОАЭ правительство уже “либерализовало”, а с Италией пока только планирует.
По словам представителя Госавиаслужбы, во втором полугодии “новых” бюджетников в Украине не ожидается. Таким образом, рынок бюджетных авиаперевозок ощутимой позитивной динамики не демонстрирует. Если с 2010 г. количество бюджетных авиаперевозчиков в Украине росло (с 3 до 7 в 2011 г. и с 7 до 9 в 2012 г.), то в 2013 г. их количество сократилось до 7. Ряд лоукостов с украинского рынка ушли, сочтя его невыгодным (Air Arabia) или обанкротившись (WindJet, Cimber Sterling).
На сегодня, по информации помощника председателя Госавиаслужбы по вопросам СМИ Людмилы Петрив, в Украину летают Wizzair, flydubai, Pegasus Airlines, Norwegian Shuttle Air, EuroLOT, Vueling Airlines и AirOne. Однако лидирующие позиции в данном сегменте занимает базирующаяся в Украине дочка Wizzair “Виззейр Украина”, занимая 8,1% всего украинского рынка авиаперевозок.
За 2013 г. украинская “Виззэйр” открыла рейсы в Вильнюс и Софию из Киева и в Кутаиси из Харькова, осенью планирует начать полеты из Донецка в Лондон, Милан, Мюнхен и Рим (для чего в Донецке будет базироваться один из ее самолетов). С октября авиакомпания будет эксплуатировать 4 воздушных судна Airbus A320 и выполнять рейсы из 5 украинских аэропортов по 26 направлениям в 11 стран.
Второй по активности в Украине является арабская Flydubai, осуществляющая полеты в Украину с 2011 г. В сентябре Flydubai откроет авиарейсы в Одессу и Днепропетровск, а также увеличит частоту полетов в Киев. Остальные перевозчики пока в Украине обслуживают по 1-2 маршрута.
Некоторые работающие в Украине лоукосты можно отнести к “бюджетникам” с большим трудом, поскольку их цены приближаются скорее к традиционным перевозчикам. К примеру, согласно системе бронирования Flydubai, стоимость самого дешевого рейса “Киев – Дубаи” (туда-обратно) составляет 3992,31 грн. (380,22 евро). И если туристы из Киева могут выбирать между арабским перевозчиком и Wizzair (на ноябрь – 1788 грн.), то направляющимся в ОАЭ из других украинских городов сэкономить не получится.
По направлению “Киев – Барселона” летают только “Виззэйр Украина” и Vueling Airlines – однако разница там уже не так существенна – на одну дату 2718 грн. и 3150 грн. (299,98 евро) соответственно.
Приходу новых лоукостов в Украину препятствуют высокие аэропортовые сборы, что в особенности касается “Борисполя”. К примеру, войти на украинский рынок недавно планировал крупнейший европейский дискаунтер RyanAir. По информации Госавиаслужбы, его заявка была утверждена и 2 июня он должен был начать полеты. Однако ввиду отсутствия согласия по поводу уровня сборов за обслуживание полеты перевозчик так и не начал.
Как заявил гендиректор “Борисполя” Антон Волов, бюджетным авиакомпаниям необходим ограниченный сервис в аэропорту и более низкие цены соответственно, но тарифы для дискаунтеров и для классических перевозчиков в “Борисполе” одинаковые. Более того, по словам А. Волова, в аэропорту не могут разобраться, как на практике должно работать разрешение Мининфраструктуры о применении снижающих коэффициентов (до 0,2) авиакомпаниям. Поэтому, за счет более низкой стоимости обслуживания лоукосты, которые все же работают на украинском рынке, концентрируются в аэропорту “Киев”.
А пока новые авиаперевозчики не стремятся открывать офисы в Украине, уже работающие здесь компании понемногу расширяют маршрутную сетку, что, с одной стороны, дает больше возможностей для путешествий, а с другой – обеспечивает отдельным авиакомпаниям практически монопольное положение на конкретных направлениях. Для повышения конкуренции и снижения стоимости билетов на ключевых направлениях необходимы реальные действия со стороны правительства, которое прекрасно знает, какие проблемы сегодня сдерживают приход лоукостов на украинский рынок. (Ugmk.info/Транспорт в Украине, СНГ, мире)