Восьмимесячные результаты работы 18 морских торговых портов (МТП) Украины выдались неоднозначными. Если в целом отрасль в январе-августе продемонстрировала спад в объемах перегрузки на 5,6% к аналогичному периоду прошлого года (АППГ) до чуть свыше 92,2 млн. т, то в сегменте контейнерной перевалки, наоборот, зафиксирован рост. По информации Администрации морских портов Украины (АМПУ), перевалка контейнеров в стране увеличилась в отчетный период на 6,8%, составив почти 495 тыс. TEU (эквивалент 20-футового стандартного контейнера).

Украинский портовой грузооборот января-августа продемонстрировал позитив только в части импортной и каботажной перевалки. В первом случае объемы выросли на 6% к АППГ (до 11,48 млн. т), во втором – на 62% (до почти 1,7 млн. т), передает Центр транспортных стратегий со ссылкой на данные АМПУ. А вот сегменты, определяющие погоду для всей портовой сферы страны, показали минус. Перевалка экспортных грузов в отчетный период упала на 3%, составив порядка 60,33 млн. тонн, транзитных – на 22% до 18,67 млн. т.

Спад по экспортному направлению, в принципе, коррелирует с общим состоянием украинской экономики и ее отраслей, ориентированных на внешний рынок. (По первоначальным данным Госстата страны, во II квартале украинский ВВП снизился на 1,1% по сравнению АППГ. Позже в статистическом ведомстве скорректировали показатель еще на 0,2% до 1,3% падения ко II кварталу-2012).

Сегмент же транзитного грузооборота в МТП продолжает демонстрировать отрицательную тенденцию, проявившую себя еще в 2012 г. За прошлый год в целом его объем упал на 18,5%. Украинские портовики не могут выиграть конкуренцию за российские транзитные грузы. Этот факт был отмечен уже не раз; обозначен он, кстати, и в тексте последней стратегии развития морпортов страны до 2038 г.

“Отрицательные изменения по портам связаны со снижением в сфере транзитных грузов (в частности, зерновых и нефтепродуктов), переработка которых упала в январе-августе на 5,2 млн. т. Это сформировало 5,3% спада в общем его уровне. В то время как снижение по экспортному направлению уменьшило всю перевалку лишь на 1,9%, а рост по импортному и каботажному сегментам за этот период оказал влияние на общую цифру в пределах 0,6% каждый”, – сообщил управляющий проектами Informall BG Андрей Соколов.

Что касается зафиксированного “контейнерного подъема”, рассказывает далее эксперт, то к большему использованию контейнеров при перегрузке через морпорты привело уменьшение размеров отправляемых партий грузов. “Это вызвало сегментарный рост перевалки в части экспорта и, в меньшей степени, импорта”, – констатирует аналитик.

Представитель Informall приводит следующее распределение в объемах восьмимесячной перевалки контейнеров по отдельным портам. Ильичевск потерял 14,35 тыс. TEU по сравнению с АППГ, снизив поток до чуть менее 144 тыс. TEU. Одесский порт в лице терминалов ГПК и БКП, напротив, нарастил перевалку на 37,24 тыс. TEU, или на 12,4% до уровня, почти достигающего 338,5 тыс. TEU. Морпорт “Южный” (терминал ТИС) показал натуральный рост в 9,81 тыс. TEU, относительный – на 54% к АППГ. Но валовый по январю-августу объем здесь зафиксирован по-прежнему небольшой – около 28 тыс. TEU.

Андрей Соколов уточняет: за семь месяцев (январь-июль) в целом по сегменту рост перевалки груженых контейнеров составил 20% или свыше чем на 57,8 тыс. TEU год-к-году. Наибольшее увеличение динамики в данном случае, по его словам, отмечено в Одесском порту – на 28,1%; при этом доля груженых контейнеров в общем их обороте по данному МТП увеличилась до более 82,1% с 71,4% годом ранее. По Ильичевску эта доля превысила 74%, “Южному” – 80%.

Как прогнозируют в Informall, по результатам 2013 г. контейнерная портовая перевалка в Украине вырастет на 4,86% в сравнении с итогом 2012 г., когда данный показатель составил 730 тыс. TEU. “Основное влияние на ситуацию в оставшиеся месяцы года будет оказывать динамика экспорта зерновых и леса, а также “гладкость прохождения” процедур оформления по вывозу импортных контейнеров из портов”, – отметили в компании. (Trans-Port.com.ua/Транспорт Украины, СНГ, мира)