Ежегодная индексация и окончательное решение об изменении уровня тарифов на перевозку грузов и пассажиров железнодорожным транспортом проводится только при условии согласования Кабинетом министров плана-графика по реализации ценовой и тарифной политики на соответствующий год с учетом и в пределах основных прогнозных макропоказателей экономического и социального развития Украины.
Об этом сообщили в Министерстве инфраструктуры, комментируя положения проектов приказов министерства об утверждении порядка пересмотра тарифов на перевозку грузов и пассажиров ж/д транспортом.
В министерстве отметили, что ежегодная индексация тарифов на перевозку грузов определена постановлением правительства №1392 “Об обеспечении прозрачности государственной тарифной политики по перевозке грузов железнодорожным транспортом в пределах Украины”.
Минифраструктуры сообщило, что в проектах порядков пересмотра тарифов на перевозку грузов и пассажиров ж/д транспортом определены основания для изменения уровня тарифов, при которых уровень доходов не обеспечивает возмещение текущих расходов, в соответствии с нормами законодательства. В частности, согласно ст. 12 закона “О ценах и ценообразовании”, государственные регулируемые цены должны быть экономически обоснованными (обеспечивать соответствие цены на товар расходам на его производство, продажу и прибыль от его продажи), а изменение их уровня может осуществляться в связи с изменением условий производства, не зависящих от хозяйственной деятельности предприятия.
При этом законодательством определены органы исполнительной власти и общественные объединения, осуществляющие установление и согласование изменения тарифов на железнодорожные перевозки.
Согласно постановлению правительства №1548, Мининфраструктуры устанавливает тарифы на перевозку пассажиров в международном и внутреннем сообщениях ж/д транспортом (кроме пригородного) по согласованию с Министерством экономического развития и торговли; грузов ж/д транспортом в пределах Украины – по согласованию с Министерством финансов и Минэкономразвития. Проекты регуляторных актов по изменению тарифов также согласовываются Государственной службой Украины по вопросам регуляторной политики и развития предпринимательства.
Помимо этого, во исполнение требований генерального соглашения между правительством и всеукраинскими профсоюзами и профобъединениями тарифы на перевозку пассажиров подлежат согласованию с общим представительским органом репрезентативных всеукраинских объединений профсоюзов на национальном уровне, общим представительским органом стороны работодателей на национальном уровне.
Кроме того, секретариат правительственного уполномоченного по делам Европейского суда по правам человека Министерства юстиции проводит экспертизу соответствия нормативно-правового акта по изменению тарифов на перевозку пассажиров положениям Конвенции о защите прав человека и основных свобод и практике Европейского суда по правам человека.
Комментируя вопрос о внесении в тарифы инвестиционной составляющей тарифов, в министерстве отметили, что она формируется с учетом средств для осуществления капитальных инвестиций, поэтому одним из оснований для изменения уровня тарифов является условие нехватки таких средств.
Помимо этого, в Мининфраструктуры подчеркнули, что согласно ст. 10 закона “О железнодорожном транспорте” приобретение железнодорожного подвижного состава для перевозок пассажиров в поездах дальнего следования и местного сообщения осуществляются в установленном порядке за счет средств госбюджета. В то же время в министерстве отметили, что за годы независимости Украины средства на приобретение пассажирских вагонов за счет госбюджета не выделялись.
По мнению специалистов министерства, положительными последствиями реализации упомянутых проектов приказов являются, в частности: обеспечение прозрачности при пересмотре тарифов на перевозку грузов и пассажиров железнодорожным транспортом; предоставление возможности железным дорогам и потребителям их услуг своевременно до начала нового финансового года планировать свою хозяйственную деятельность. (Trans-Port.com.ua/Транспорт Украины, СНГ, мира)