Убытки “Укрзализныци” от перевозки пассажиров за 9 месяцев составили около 4,5 млрд. грн., а финансовая помощь ведомству от государства по-прежнему не поступает. Даже местные бюджеты за проезд льготников из года в год платят не более 50% от стоимости.

В то же время “Российские железные дороги” в 2014 г. ожидают получить почти 109 млрд. руб. государственных дотаций (около $3,4 млрд.), половина из которых будет направлена на поддержку пригородного сообщения и на компенсацию перевозок льготников.

“В отличие от Украины, в России перевозчик устанавливает тариф на экономически обоснованном уровне. Тарифы на купе и “люкс” полностью покрывают издержки на перевозку и обеспечивают получение прибыли. К тому же, государство из бюджета компенсирует железной дороге разницу между расходами на перевозку пассажиров в социальном сегменте (в плацкартных вагонах) и доходами от перевозок по государственно регулируемому тарифу”, – говорит эксперт транспортной отрасли Александр Кава, добавляя: “Минимальная стоимость поездки в плацкартном вагоне из Москвы в Санкт-Петербург на расстояние 650 км обойдется в 994 руб. Это около 246 грн. Для сравнения: аналогичная поездка на такое же расстояние в Украине пассажиру обойдется всего в 74 грн.”.

Эксперт уверен, что разница между украинскими и российскими тарифами в 3-4,5 раза, нерентабельность украинских тарифов, даже с учетом последних индексаций, а также несовершенный механизм компенсации затрат по социальным тарифам ставят под сомнение способность железнодорожного ведомства выполнять функцию перевозки пассажиров. “Укрзализныце” нужно менять подход к тарифному ценообразованию и разрабатывать новый действенный механизм компенсации убытков от перевозки пассажиров по социальным тарифам. Покрывая расходы в пассажирских перевозках за счет доходов от грузоперевозок, “Укрзализныце” нечем платить за обновление парка пассажирских вагонов, износ которого уже перешагнул отметку в 86%”, – отметил Кава.

Консервация же существующего порядка финансирования “Укрзализныци”, по его словам, приведет к тому, что украинские железнодорожники не смогут в полном объеме удовлетворять потребности населения.

В то же время в России, по мнению аналитика Raiffeisenbank Константина Юминова, политики понимают, что пассажирский бизнес РЖД убыточен из-за высокой социальной нагрузки и субсидирования перевозок, но “это компенсируется прибылью от грузовых перевозок”. “Замораживание тарифа на (грузовые) услуги РЖД в 2014 г., конечно, негативно скажется на финансовых результатах монополии и соответственно на возможности финансировать масштабную инвестиционную программу. Поэтому, вероятно, государство и поддержит железнодорожников”, – отметил Юминов.

Украинские же политики, выбирая из существующих в Украине видов транспорта, чаще предпочитаю автомобиль и самолет украинским поездам. Главный коммунист Украины, председатель фракции КПУ в Верховной Раде Петр Симоненко говорит: “Я даже в переездах, в командировках пользуюсь больше всего автомобилем. Это для меня удобно. Если же стоит вопрос остро с точки зрения необходимости экономии времени, то я предпочитаю больше самолет, чем поезд. Это быстрее”.

По словам депутата-“свободовца” Юрия Михальчишина, при необходимости, он пользуется услугами поезда “Львов – Киев”. “Возвращаюсь часто “Хюндай”, который вызвал много критических замечаний украинцев. Но, слава богу, я не сталкивался с проблемами. Самолетом я пользуюсь реже, только в случаях экстренной необходимости попасть куда-то быстро”. А вот депутат из фракции “Удар” Павел Розенко, говорит: “Если нужно быстро добраться до определенной точки, то я выбираю самолет. Если же не спешу, то с семьей нам и дешевле, и удобней ехать “Укрзализныцей”, – говорит Розенко.

Депутат из фракции “Батькивщина” Сергей Соболев говорит, что любому виду транспорта предпочитает автомобиль. “Больше всего я пользуюсь одним видом транспорта – это автомобиль, ведь я живу за городом, поэтому я не могу пользоваться метро. Что касается самолетов или поездов, то я предпочитаю самолет, ведь это намного удобнее, это позволяет экономить время. К сожалению, у нас цены на перевозки завышены, ведь нет конкуренции. Пока сюда не запустят бюджетные авиалинии, цены будут высокие, а сервис оставляет желать лучшего”.

Парламентский “регионал” Михаил Чечетов уверяет, что для него “нет принципиального выбора: самолет, поезд или авто. Летом лучше выбирать самолет, ведь тумана нет, задержек нет. А зимой, когда есть туман и снег, то лучше без задержек выбирать поезд. Но я предпочитаю авто тоже, ведь там можно отдохнуть, поспать”.

Железнодорожная тема все же появляется в политической риторике – но зачастую лишь перед выборами, когда политикам приходит время выступать с популистскими лозунгами о необходимости улучшения работы железных дорог.

Между тем, европейские политики наряду с простыми гражданами активно пользуются всеми видами общественного транспорта, не боясь уронить статус, как это часто происходит в Украине. Да и вкладывают европейцы в развитие транспорта и транспортной инфраструктуры огромные деньги. Как результат таких вложений – европейские поезда уверенно конкурируют с самолетами не только в комфорте (функционирующие чистые туалеты, полный набор услуг для людей с ограниченными физическими возможностями, кондиционирование помещения, зачастую более дешевая заблаговременная покупка билетов), но даже во времени преодоления маршрута. (РБК-Украина/Транспорт Украины, СНГ, мира)