Вагоностроители обещают исполнить любой каприз заказчика.

Кнопка вызова проводника, «лишнее» купе, расширенный туалетный отсек и другие прелести новых пассажирских вагонов для поездов БЖД железнодорожники представили широкой публике под Минском в рамках «Белорусской транспортной недели», пишет «Интерфакс».

Вообще-то в экспозиции была представлена широкая гамма железнодорожной техники — от тепловозов до пассажирского подвижного состава. В том числе и знаменитые городские, региональные и межрегиональные электропоезда.

Но о них — в другой публикации. Сегодня — о «вагонах XXI века», приходящих на смену «прародителям» советского периода.

ЗАО «Гомельский вагоностроительный завод» представил купейный вагон модели 61-779 с радиокупе. Он выполняет функцию штабного вагона и обеспечивает радиосвязь по всему составу. Именно отсюда передают музыку и радиопередачи, делают объявления и предупреждают об опасности (не дай Бог, конечно). Вагон может эксплуатироваться как на электрифицированных, так и на неэлектрифицированных линиях.

Радиокупе — это помещение для одноместного размещения, со столиком во всю длину одной из стен. Словом, рабочее место.

Читатели — одни из немногих, кто может увидеть, с помощью какой аппаратуры осуществляется связь с вагонами состава, а также с машинистом. Не пульт ди-джея FM-радиостанции, конечно, но для пассажирского поезда особых излишеств и не нужно.

В отделке — максимум пластика, минимум дерева, хорошо знакомого по вагонам прошлых поколений. Окна — алюмо-пластмассовые, с двойным стеклопакетом: они повышают герметичность и улучшают тепловой режим в вагоне.

Ноу-хау последних лет от гомельских вагоностроителей: изгиб коридорного поручня, по которому безошибочно угадывается, где именно находится аварийный выход.

Само купе, по большому счету, мало чем отличается от привычных пассажирских мест на железной дороге. Все четырехместные купе — с мягкими диванами, подголовниками, полуспинками. И, разумеется, с верхними полками.

Любопытно устройство дверей купе. В старых составах к услугам пассажиров ручка, а также защелка, которая со стороны купе позволяет запирать помещение от любопытствующих. В этом вагоне все гораздо проще — просто удобная ручка.

Как пояснил представитель предприятия-изготовителя, подобная конструкция, во-первых, надежнее, а во-вторых, никак не ущемляет права пассажиров. В самом купе, над дверью, есть специальный рычажок, служащий запорным устройством.

В то же время появилось немало новых сервисов. Скажем, пассажир, не вставая с места, может увидеть, какой из вагонных туалетов в данный момент свободен. Есть розетка для зарядки мобильных телефонов или ноутбуков. Отдельными кнопками регулируется освещение. Наконец, существует кнопка вызова проводника.

Проводник слышит сигнал, выходит в коридор, а там, над каждым купе, есть лампочки. Идти нужно к купе, над которым горит индикатор вызова.

Кстати о лампочках. Вагоностроители сейчас активно внедряют светодиоды. В гомельском вагоне, к примеру, использованы лампы производства холдинга «Горизонт».

А вот еще один сюрприз — «лишнее» купе! Оказывается, в вагоне модели 61-779 не 36 мест, а 40. Этого удалось достичь благодаря увеличенной на два метра, по сравнению со стандартными вагонами, базе кузова, которая составляет 19 метров.

Внутренний интерьер выполнен с применением новых современных материалов, новых узлов, оборудования и требований пожарной безопасности. Вагон оборудуется установкой кондиционирования воздуха. И, конечно же, вакуумным туалетом, работа которого не зависит от того, проезжает ли поезд санитарную зону в крупных населенных пунктах или нет.

Как упоминалось выше, изменения по сравнению с вагонами предыдущих серий у нового экземпляра не очень заметные (на первый взгляд), но зато безусловно идущие во благо пассажирам. К примеру, мусорный ящик перед туалетом перемещен ближе к входу в уборную. Он стал чуть менее объемным, но зато освобождает пространство для перемещения.

Вагон модели 61-779 с радиокупе предназначен для перевозки пассажиров по железным дорогам колеи 1520 мм со скоростью движения до 160 км/ч.

Вагон плацкартный, не совсем стандартный

Одна из последних разработок ЗАО «Минский вагоноремонтный завод» — плацкартный вагон модели 61-4447М.

Он предназначен для перевозки пассажиров и персонала поезда по магистральным путям колеи 1520 мм в составе поездов международных линий.

Вагон, в частности, оборудован комплексом современного электрооборудования с автономной системой электроснабжения совместно с никель-кадмиевой аккумуляторной батареей, системой кондиционирования воздуха, закрытыми поворотными подножками, обеспечивающими выход пассажиров на высокие и низкие платформы, прислонно-сдвижными дверьми, обеспечивающими изоляцию вагона от воздействия неблагоприятных факторов внешней среды.

Присутствует система видеонаблюдения, с помощью которой проводник может постоянно контролировать ситуациею в проходе между пассажирскими отсеками, а также в тамбурах и около систем жизнеобеспечения вагона.

Кузов вагона изготовлен из коррозионно-инертной стали, в результате срок службы составляет не менее 40 лет. Хотя компоновка помещения осталась прежней, видно, что конструкторы постарались максимально приблизить удобства для пассажиров и обслуживающего персонала к требованиям XXI века.

Если во всех поездах будет поддерживаться такой порядок, как в вагоне на выставке, то по плацкартному билету будут согласны ездить и те, кто привык к перемещению в купе.

Система информирования — табло в обоих концах вагона. Пассажирам, помимо сопутствующей информации, сообщают порядковый номер вагона в составе, температуру воздуха на улице, в помещении, а также точное время. Плюс бонус — сведения о том, есть ли кто-нибудь в туалете. Действительно, чего шастать через весь вагон, чтобы дожидаться выхода предыдущего посетителя?

Отделка пассажирских отсеков современная — светлый пластик.

Боковые места также стали более удобными. Если вы сидите, то у вас меньше шансов получить легкие телесны повреждения при резком соприкосновении с угла вашего «закутка»: сиденья стали более широкими, нежели в старых вагонах.

Разумеется, есть аварийный выход, путь к которому неоднократно помечен табличками, а рядом с окном заботливо приготовлен молоточек для разбития стекла.

К чему еще долго будут привыкать пассажиры, так это к тому, что оба туалета расположены со стороны нетормозного конца вагона (с обратной стороны от входа). Есть пространство для ожидания своей очереди, в помощь пассажиру также табло над каждой из дверей. Правда, не ясно, как расценят обладатели ближайших к уборным пассажирских мест подобное новшество. Ходить-то в туалет весь вагон будет мимо них.

Стоит ли упоминать, что туалетная система — вакуумная, а следовательно, экологически чистая.

Умывальник и панель для размещения средств гигиены компактны и имеют современный вид. Для тех, кому подобные устройства малознакомы, картинки подсказывают, что из прибора в центре «извлекают» жидкое мыло.

О тамбуре за туалетами — особый разговор. Поскольку вагон модели 61-4447М предназначен для международных перевозок пассажиров, здесь оборудовано место для курения. Причем пепел нужно стряхивать в специальную нишу, что удобно при качке: меньше шансов промахнуться.

Единственное, что огорчает: если в Беларуси ужесточат антитабачное законодательство, то будет введен запрет и на курение в вагонах международного сообщения. Сейчас табак вне закона только на внутриреспубликанских маршрутах.

Еще одна приятная деталь: дверь между вагонами закрывается автоматически. Чтобы ее открыть, нужно нажать на кнопку. Если пассажиры научатся пользоваться данным устройством, то избавят себя и других от неудобств: при прежней механической системе запоров при переходе из одного вагона в другой двери тамбуров порой остаются открытыми. А это шум и лишнее раздражение.

Разумеется, показанные в экспозиции пассажирские вагоны пока достаточно редко встречаются в многочисленных составах, курсирующих по Белорусской железной дороге. Но «смена поколений» все же происходит. К примеру, как рассказал представитель Гомельского вагоностроительного завода, к настоящему моменту выпущено более 70 экземпляров модели 61-779 с радиокупе. Их приобретают в первую очередь для фирменных поездов. А о минской модели 61-4447М говорят, что это новое слово в истории отечественных бюджетных пассажирских перевозок.

Вагоностроители сегодня готовы исполнить любой каприз заказчика. К примеру, разработать индивидуальный дизайн внутреннего интерьера. Оснастить вагон системой приема спутникового телевидения, современной аудио- и видеотехникой, компьютерной сетью, необходимой для работы и отдыха, рабочим столом с креслом, трансформируемыми спальными местами с обивкой из износостойкой ткани, индивидуальной туалетной комнатой с гидромассажной душевой кабиной, повесить на окна жалюзи Киев и т.д. Были бы деньги.

К сожалению, к гидромассажу в обычных поездах Белорусская железная дорога пока вряд ли готова. Но тот факт, что новые вагоны явно выигрышнее прежних, не вызывает сомнений. Лишь бы переоснащение подвижного состава не сопровождалось резким повышением цен на билеты. Пока они более-менее демократичны, во всяком случае, при осуществлении внутриреспубликанских перевозок. Впрочем, в вопросе стоимости билетов далеко не все зависит от перевозчика. (charter97.org/ Транспорт Украины, СНГ, мира)