ОАО “РЖД” намерено создать принципиально новый вид транспорта – высокоскоростной на магнитолевитационной основе.

Сейчас как раз наступил переломный этап: по мнению старшего вице-президента Валентина Гапановича, появилась реальная возможность перевести научные исследования в прикладную плоскость.

Инновационные разработки в этой области ведутся в рамках реализации технологической платформы “Высокоскоростной интеллектуальный железнодорожный транспорт”, утвержденной правительством РФ.

Это уже не вагон в традиционном понимании, а специальная платформа, которая подвешивается в магнитном поле, сообщил начальник центра инновационного развития РЖД Александр Корчагин на I Международной конференции “Магнитолевитационные транспортные системы и технологии”.

Магнитолевитационной платформе не понадобится для перемещения ни колес, ни рельсового пути. Магнитолевитационные составы способны перемещать не только пассажиров, но и грузы в контейнерах.

К такому выводу пришли специалисты Петербургского государственного университета путей сообщения в результате научно-исследовательских работ, посвященных транспорту будущего, который может стать основой для контейнерного моста порт “Санкт-Петербург – Москва” или “порт Усть-Луга – Москва”. Причем, второй вариант может оказаться даже привлекательнее с точки зрения привлечения инвесторов.

По словам заявил руководителя Научно-образовательного центра инновационного развития пассажирских железнодорожных перевозок Петербургского государственного университета путей сообщения (ПГУПС) Анатолия Зайцева, контейнерный мост от побережья Финского залива до Москвы на основе магнитолевитационной технологии может рассматриваться как ответвление коридоров “Север – Юг” и “Восток – Запад”. По нему можно будет перевозить до 2 млн. TEU в год (в одну сторону) со скоростью около 5 тыс. км в сутки.

Как полагает ученый, проект перевозок контейнеров на платформах, которые будут перемещаться с помощью магнитолевитации, способен окупиться за 15 лет. “Сейчас в РЖД обобщают опыт, чтобы уже в следующем году перейти к новому этапу – изготовлению платформы, способной поднять груженый контейнер, – отметил он. – Само явление магнитолевитации, которое будет при этом использовано, известно давно. Теперь настало время для того, чтобы добиться прикладного результата”, – говорит Александр Корчагин.

Инновационную платформу поручено изготовить на опытном производстве ФГУП “Научно-исследовательский институт электрофизической аппаратуры им. Д. Ефремова”. Презентовать ее, по словам А. Корчагина, предполагается на площадке в Щербинке. Затем можно будет перейти к проекту с движущимся по эстакаде магнитолевитационным транспортным средством.

Привлекательность такого вида транспорта состоит в том, что отпадает необходимость в содержании ряда объектов путевого хозяйства, которые требуется для обслуживания системы типа “колесо – рельс”. “Мы еще будем считать экономику, искать способы выйти на окупаемость новых технологий. Сейчас для компании важно, что частный бизнес уже заинтересовался проектом”, – резюмировал начальник центра инновационного развития РЖД.

Технологическая платформа – это коммуникационный инструмент, направленный на активизацию усилий по созданию перспективных коммерческих технологий, новых продуктов на привлечение дополнительных ресурсов для проведения исследований и разработок на основе участия всех заинтересованных сторон, включая бизнес, науку и государство. (Trans-Port.com.ua/Транспорт Украины, СНГ, мира)