Для дизельных Citroen с микрогибридной технологией e-HDI на украинском рынке предлагается только РКП. Почему нет «механики»? Ведь «ручка» всегда была экономичнее «автомата»… А вот и нет!

Вопрос даже шире – какую коробку передач предпочтительнее выбрать для дизельных авто? Чтобы не ходить вокруг да около, сразу скажу: мой голос – за «автомат». И это не из-за лени. Суть – в специфике работы дизельных моторов. У них высокий момент, но небольшой рабочий диапазон оборотов. Так что удерживание двигателя в зоне оптимальных оборотов требует постоянного внимания и частой работы коробкой передач. Почему же для самой экономной версии сит­роеновцы предпочли не «механику» или обычный «автомат», а именно автоматическую роботизированную трансмиссию? Секрет в том, что этот тип трансмиссии обладает самым экологичным набором характеристик, сочетая сильные стороны обеих КП. Данная коробка передач почти такая же компактная и легкая, как обычная МКП. Исполнительный механизм, который переключает передачи и управляет комплектом сцепления, – это всего несколько электроприводов. И она так же умна, как обычный ­«автомат».

Есть ли недостатки у такой коробки? Несомненно, она неидеальна. При переключениях передач автомобиль заметно подергивается, а на малых скоростях в тянучках это происходит даже на первой передаче. При активной езде предпочтительнее переключать передачи подрулевыми лепестками, а не ждать реакции автоматики на нажатие газа. В полностью автоматическом режиме агрессивная езда на «роботе» не доставит удовольствия от динамики. Кроме того, роботизированное сцепление чувствительно к агрессивному стилю вождения, который подрывает его долговечность.

И все же преимущества так ощутимы, что на эти нюансы закрываешь глаза. В отличие от обычной «механики» данная коробка передач работает не по велению водителя, а подчиняется просчитанному алгоритму. Она старается как можно раньше выйти на высокую ступень 6-диапазонной КП и тем самым экономить топливо. Сравните сами. Мотор e-HDI в паре с «роботом» расходует в городе на 1,6 л топлива с каждой сотни километ­ров меньше, чем «собрат» с МКП. А в процентах эта разница еще больше впечатляет – 38%! Дело в том, что «робот» позволяет более полно использовать высокий крутящий момент двигателя в 270 Нм, который достигается уже на отметке 1750 об/мин. Коробка рано переходит на более высокие ступени, без лишней раскрутки мотора, а значит, и затрат топлива. И точно так же она старается не соскакивать на пониженные раньше времени, ведь в большинстве случаев двигателю достаточно тяги, даже когда обороты кажутся низковатыми.
Конечно же, если потренироваться и всегда думать об экономии, то и с «механикой» можно снизить расход топлива на треть. Однако для этого нужно постараться. А с «роботом» того же расхода можно добиться совершенно обратным путем – расслабившись за рулем. (citroen.autocentre.ua/Транспорт Украины, СНГ, мира)