3 ноября в Одесском порту завершился круизный туристический сезон 2013 г. В сравнении с 2012 г. количество судозаходов круизных лайнеров возросло на 20%, а пассажиров – на 27%. Значительный рост количества туристов, посещающих город морским путем, говорит о том, что в регион чаще стали заходить суда больших размерений и большей пассажировместимости.
Знаковым событием нынешнего сезона стало возрождение круизов по Черному морю. Когда-то очень популярная Крымско-Кавказская линия обрела вторую жизнь: были организованы круизы под названием “Шесть курортных столиц Черного моря” на теплоходе “Адриана” с посадкой и высадкой пассажиров в каждом порту захода – Одесса, Севастополь, Ялта, Феодосия, Новороссийск и Сочи. За период навигации теплоход выполнил 60 судозаходов в украинские порты, в том числе в Одесский – 15 судозаходов. На борту “Адрианы” побывало около 3 тыс. пассажиров.
В сезоне 2013 г. Одесский порт впервые посетили 11 судов. В том числе такие лайнеры, как Constellation (293 м), Costa Deliziosa (290 м), Riviera (238 м) и др. С каждым годом растет число пассажиров, которые высаживаются или подсаживаются в Одесском порту. В нынешнем сезоне город стал транзитным пунктом пересадки на морских и речных круизах для 9389 туристов.
На предстоящий сезон 2014 г. поступили заявки от агентов на судозаходы 145 круизных судов (по состоянию на 19 декабря). Если все они будут выполнены, для Одесского порта это будет новый рекорд за все годы независимости Украины.
Таких показателей удалось достичь благодаря длительной и планомерной работе администрации порта, направленной на привлечение интереса круизных операторов к Черноморскому региону. Существенным вкладом в развитие индустрии морских путешествий в регионе стало проведение, начиная с 2008 г., Международных конференций “Black Sea Cruise”, которые собирают участников круизного бизнеса со всего мира.
Мировой опыт доказывает, что круизный бизнес способствует созданию новых рабочих мест во многих смежных отраслях, связанных с обслуживанием туристов в приморских городах. Это, в первую очередь, транспортные перевозки пассажиров, занятость туристических компаний, гостиниц, магазинов, снабжения судов и т. д.
Однако нужно понимать, что Одесский порт в одиночку не сможет сдвинуть с мертвой точки круизный бизнес в Черноморском регионе. Как показывает опыт, необходима совместная работа всех портов Черноморского бассейна, направленная на улучшение портовой инфраструктуры, предоставление пакета услуг для туристов, соблюдение правил безопасности и контроля, модернизации оборудования и т. д. Участвовать в развитии туристического потенциала порта и города должны государственные и муниципальные власти, частные инвесторы и туроператоры. (Trans-Port.com.ua/Транспорт Украины, СНГ, мира)