19 декабря состоялась пресс-конференция начальника администрации Одесского морского порта Михаила Соколова.

2013 г. войдет в историю как год кардинальных реформ в морской транспортной отрасли, когда на предприятиях портового комплекса произошло разделение административных и хозяйственных функций, а в основу планирования развития производственных мощностей был положен принцип государственно-частного партнерства.

В результате вступления в силу Закона “О морских портах Украины”, в июне состоялась реорганизация ГП “Одесский морской торговый порт”. Стратегическое имущество (в том числе причалы, акватория, каналы, инфраструктура общего пользования и прочее) было выделено в администрацию Одесского морского порта (Одесский филиал ГП “Администрации морских портов Украины”).

ГП “ОМТП” в результате реорганизации сохранило за собой прочие, используемые в коммерческой деятельности производственные фонды (портовый флот, судоремонт, механизация – портальные краны, погрузчики и т. д.).

В соответствии с законом, администрация Одесского морского порта обеспечивает в границах своей территории и акватории:

– эффективное управление и использование объектов портовой инфраструктуры;

– создание равных конкурентных условий для осуществления хозяйственной деятельности и получение услуг в морском порту субъектами хозяйствования всех форм собственности;

– организацию и обеспечение безопасности мореплавания;

– разработку и выполнение плана развития морского порта, подготовку предложений по его совершенствованию;

– координацию деятельности и деятельности капитана порта, лоцманской службы, владельцев морских терминалов, портовых операторов, других субъектов хозяйствования.

Важно отметить социальный характер реформы. В результате реорганизации не было сокращено ни одного рабочего места. В новом Коллективном договоре, заключенном администрацией всего лишь месяц спустя после реорганизации, отражены все льготы и социальные гарантии, которыми портовики и неработающие ветераны пользовались до июня 2013 г. С 1 ноября должностные оклады и тарифные ставки в администрации порта и ГП “ОМТП” были подняты на 5%.

На фоне продолжающейся рецессии в мировой экономике, администрация Одесского морского порта продолжает целенаправленную работу по сохранению и увеличению грузовой базы предприятия.

Как уже сообщалось, в 2012 г. в силу объективных причин, порт лишился большей части казахского нефтяного транзита. К сожалению, в этом году падение объемов перевалки по данной статье продолжилось. В то же время, благодаря возобновлению производственного цикла на Одесском НПЗ, порт “вернул” более 600 тыс. т нефтеналивных грузов.

Всего же за этот год будет переработано около 4,5 млн. т наливных, что на 1,9 млн. т меньше аналогичного показателя 2012 г. Ожидаемый объем перевалки сухих грузов – 18,4 млн. т, что практически соответствует уровню прошлого года. Общий объем грузопереработки по итогам 2013 г., по оперативных данным, составит более 22, 5 млн. т, что на 1, 9 млн. т меньше (8%), чем в прошлом году.

Отдельно следует отметить рост объемов перевалки контейнеров – на 1,1 млн. т (21%), зерновых грузов – на 219,2 тыс. т (4%), леса – на 3,8 тыс. т (93%). Уменьшение перевалки нефтеналивных грузов частично компенсируется увеличением перевалки сжиженного газа (на 16,4%). Кроме того, в нынешнем году порт перерабатывал строительные грузы, сахар-сырец, которых в 2012 г. не было в номенклатуре грузооборота порта.

В порту продолжается реализация всех инвестиционных проектов, начатых до реформы.

Самый масштабный проект – “Карантинный мол”, предусматривает расширение ныне существующего контейнерного терминала на Карантинном молу за счет намыва территории. Пропускная способность первой очереди терминала составит 600 тыс. TEU в год. Терминал строится на паритетных началах администрацией Одесского морского порта и инвестором – ДП “ГПК-Украина”. По состоянию на 1 декабря готовность объекта составила 50,5%.

Второй значительный проект – создание зерноперегрузочного комплекса на Андросовском молу, включающего строительство причала 1-з и берегового элеватора. Мощность комплекса до 4,0 млн. т зерна в год. Финансирование строительства осуществляется совместно администрацией Одесского порта и компанией-инвестором – ООО “Бруклин-Киев”. По состоянию на 1 декабря выполнено 61,3% строительно-монтажных работ.

С сентября в Одесском морском порту внедрен проект “Единое окно – локальное решение”, главная цель которого – уйти от бумажных технологий в процессе оформления грузов. “Единое окно” является первым этапом глобального новшества в системе таможенного оформления грузов в морских портах Украины – “Информационной системы портового сообщества” (ИСПС). К настоящему времени по новой технологии оформлено более 100000 контейнеров. Визировку нарядов на контейнеры, перевозимые автотранспортом, все контролирующие службы производят исключительно в электронном виде. В октябре началось внедрение электронного наряда на контейнеры, перевозимые по железной дороге. (Trans-Port.com.ua/Транспорт Украины, СНГ, мира)