Классическая музыка, чистота в салоне и водитель в галстуке – такие требования к перевозчикам выдвигает Общественный совет при КГГА. На их выполнение дает… два месяца.
Дырявые двери, ржавчина в салоне, грязный пол, а иногда еще и невежливые водители – такую картину часто видят пассажиры столичных маршруток. Общественный совет при КГГА недавно инициировал проект превращения киевских маршруток в почти идеальные: водители должны быть в форме, учтивые и опрятные, в салоне – чистота, никаких неэстетичных изображений и наклеек, а из приемников звучит классическая музыка (поможет айтюнс для айпода). Среди других требований, которые выдвигаются к перевозчикам, такие: ежедневно перед началом рейса и после его завершения автобус проходит технический осмотр, водители выдают пассажирам билеты на проезд, проводятся инструктажи относительно работы водителей с пассажирами, таковы уроки культурного и вежливого общения. Почти идеальная, а главное – безопасная маршрутка. Но реальная ли?
Сейчас эти требования Общественный совет предоставил Департаменту транспортной инфраструктуры КГГА на ознакомление. Ввести в курс дела планируют и самих перевозчиков. Вскоре должна состояться встреча общественных активистов с владельцами частных автопарков. В разговоре с «Днем» некоторые из них сообщили, что не против таких новаций, но при условии, что КГГА позволит повысить тарифы: чтобы было за счет чего проводить маршрутные реформы.
– Мы работаем и хотим изменений к лучшему, стараемся держаться на плаву, но нас нужно поддерживать экономически, в первую очередь, дать разрешение от КГГА на повышение тарифов. Для нашей компании оптимальным было бы повышение стоимости проезда для пассажиров до трех-четырех гривен, в зависимости от километража маршрута, – говорит Юрий Нестерчук, директор ООО «Союзавто» (здесь работает 280 автобусов, которые обслуживают 21 маршрут по столице). – Потому что буквально за последнюю неделю валютных колебаний подорожали запчасти, мы покупаем их в Турции, Японии и Китае. Подорожали топливные материалы на 40-50 копеек. Повышение тарифов также необходимо для «Киевпастранса» и метрополитена, чтобы не работать себе в убыток. В начале года я подал в мэрию наши расчеты относительно того, каким на самом деле должен быть обоснованный тариф, но пока эта ситуация не решается.
Напомним, что КГГА обещала киевлянам повысить тарифы на общественный транспорт в начале января, потом – в феврале, пока окончательные сроки не определены. Обычно после этого поднимают цены на проезд и маршруточники. Юрий Нестерчук добавляет, что в настоящий момент в Киеве работают самые сильные фирмы-перевозчики, «несерьезные», по его словам, уже отсеялись. И для того, чтобы держать достойную конкуренцию, готовы идти на улучшение качества услуг, а потому с надеждой ожидают повышения тарифов.
По мнению же председателя Общественного совета при КГГА Марины Бурмаки, проблема некачественных маршрутных перевозок кроется частично и в том, что их слабо контролирует Департамент транспортной инфраструктуры. В его обязанности входит контроль за соблюдением условий договора, которые заключают перевозчики с КГГА на основе тендера. На сайте департамента опубликованы условия этих договоров, и большинство требований, о которых говорят в настоящий момент общественные активисты, в них прописаны. Но перевозчики их не выполняют, а департамент – не контролирует, убеждены в Общественном совете.
Подтверждением этому является и то, что на сайте департамента есть приказ «Об утверждении формы одежды и требований к ее ношению водителями, работающими на автобусных маршрутах общего пользования в режиме маршрутного такси». В соответствии с этим приказом, форма на водителях должна была появиться еще 1 января 2014 года. Сейчас уже почти конец февраля, а формы нет.
– В этом же приказе говорится, что департамент обязан сообщить эту информацию автомобильным перевозчикам, получается, что этого не сделали, – комментирует Марина Бурмака. – Если работники этой службы не выполняют свои обязанности должным образом, то следует ставить вопрос о кадровых ротациях. Потому что большинство проблем с некачественными услугами от перевозчиков вызвано отсутствием контроля со стороны администрации. Мы настояли на том, чтобы департамент открыл горячую телефонную линию (номер – 202-63-18), на которую киевляне могут обращаться с жалобами в случае беспорядков с перевозчиками. Этот номер телефона должен был через три дня появиться во всех маршрутках. Когда мы через неделю проверили разные маршруты, то этот номер телефона в 70% автобусов отсутствовал. При этом мы выяснили, что водители вообще не знают о существовании такой горячей линии и о наличии самого департамента, который их работу вообще-то контролирует.
Поэтому вопрос контроля за соблюдением условий договора между перевозчиками и КГГА общественные активисты частично берут на себя, говорят, что помогать им вызвались волонтеры других общественных организаций.
Но, по мнению директора ГО «Институт города» Александра Сергиенко, этого недостаточно: идеальные маршрутки возможны лишь тогда, когда требования к их работе будут законодательно прописаны.
– Перевозчики подписывают контракты с КГГА, в которых и необходимо все эти нюансы прописывать: водитель в галстуке, полосатой сорочке, чистый пол в маршрутке и т.д. И указывать эти требования нужно до того, как начнется конкурс среди перевозчиков, чтобы они знали, на что идут, – говорит Александр Иванович. – Относительно приказов от департамента, то он их может давать подчиненным лицам. А перевозчики – это независимые фирмы, которые выиграли тендер на обслуживание пассажиров. Это частные предприятия, которым подобные приказы ни к чему.
Впрочем, Марина Бурмака верит в реальность маршрутных перевоплощений. Для этого, по ее мнению, создали еще один механизм влияния на перевозчиков. «Со стороны администрации нам пообещали, если на горячую линию Департамента поступит три обращения от киевлян на одного перевозчика, то с ним будет расторгнут договор, – добавляет пани Марина. – Для киевлян этот наболевший вопрос. Никто не обращает внимания на то, что водитель не имеет права курить, разговаривать по телефону, нарушать правила дорожного движения, например, превышать скорость. Водители не объявляют остановки на маршрутах, потому что они их просто не знают. Перевозчики должны проверять эти знания у водителей. Пора положить этому конец».
Сейчас же на почтовый адрес Общественного совета приходят письма от киевлян о том, каких же улучшений они ожидают от перевозчиков. Вот некоторые отрывки из этих писем: «Все маршрутки должны быть всегда исправные, чистые, в противном случае – перевозчиков нужно наказывать»… «Водитель должен особенно внимательно контролировать высадку и посадку пассажиров»… «В транспорте должна играть тихая музыка, не радио!!! Музыка должна быть тщательным образом подобрана, она может быть классической или инструментальной, в зависимости от времени суток»… «В транспорте должно быть чисто».
Что из этого получится – увидим через два месяца. Именно столько времен на перевоплощение дают перевозчикам в Общественном совете. (e-news.com.ua/ Транспорт Украины. СНГ, мира)