Редкий образец превосходного модерна так долго находился в заброшенном состоянии, что его открытие станет настоящим праздником для ценителей прекрасного. Архитектура кофейни захватывает дух, как и ее атмосфера: в наполненном встречами и прощаниями зале то и дело свободно пролетают голуби, слышен гул поездов. Когда-то Ле Корбузье сказал о кофейне: «Самая красивая в Праге».

Интересно, что ранее архитектурных излишеств здесь не было и в помине: поскольку кафе находилось в неотапливаемой части здания прямо у входа к платформам, официантам даже приходилось снабжать посетителей подушками и одеялами.

История Фантовой кофейни началась со строительства самого главного вокзала. Он, кстати, не первым появился в Праге – до него уже существовали Смиховский вокзал и вокзал им.Масарика. Первое здание вокзала было закончено в 1871 году, тогда он носил название «Прага-вокзал Франца Иосифа».

В конце ХХ века было решено построить более вместительное здание, и за этот проект взялся Йозеф Фанта. В привокзальной кофейне, что носит его имя, он переделал все, даже императорский профиль и девиз Viribus unitis («совместными силами») заменил на  Praha mater urbium («Прага – мать городов»).

После 1919 года железнодорожный вокзал был переименован в  «Вокзал Вильсона». Памятная доска, посвященная американскому президенту, до сих пор находится в здании вокзала (Томас Вудро Вильсон одним из первых поддержал идею обретения Чехословакией независимости от Австро-Венгрии). Интересно, что как во время протектората нацисты назвали вокзал просто «главным», так и в период коммунизма его, из вновь ставшего «вокзалом Вильсона», обратно переименовали в «главный».

Йозеф Фанта (1856-1954), автор пражского сердца железных дорог, был архитектором, художником и меценатом, легендой чешской архитектуры, который получил соответствующее признание еще при жизни. Учился он у Йозефа Зитки (автора зданий Национального театра и Рудольфинума), участвовал в проектировании здания Ондржеевской обсерватории, дома «Глагол» в Праге, памятника «Могилы мира при Аустерлице», здания Министерства торговли и промышленности.

Йозеф Фанта занимался также  реконструкцией  памятников (костел святого Вацлава на Здеразе и Славина на Вышеграде). Архитектор умер в возрасте 97 лет и был похоронен на Ольшанском кладбище (причем дизайн своего надгробия он успел разработать сам).

При реконструкции самого вокзала про кофейню поначалу забыли, и там работало «полевое» кафе – с бутылочным пивом и растворимым кофе. Место облюбовали местные продавцы «травки» и бездомные, и перепуганные пассажиры перестали заходить туда. 80 мест кафе простаивали за ненадобностью.

В реконструкцию вложилась компания Grandi Stazioni, потратившая с 2006 года на ремонт около 1,15 миллиардов крон. Восстановление кофейни в настоящее время проходит под строгим надзором представителей комитета по охране памятников – здесь есть работы Ладислава Шалоуна, одного из самых оригинальных чешских скульпторов стиля модерн.

Одна из самых известных его композиций – монумент Яна Гуса на Староместской площади.  Также здесь находятся бесценные барельефы  Станислава Сухарды, автора великолепного памятника на площади Палацкого и интерьеров Муниципального Дома.

На высоких витражных окнах кофейни изображены три мальчика – символы Почты, Транспорта и Архитектуры. Купол над окнами украшают девять гербов европейских городов – Флоренции, Рима, Берлина, Гамбурга, Парижа, Будапешта, Праги, Вены и Москвы. Главный архитектор Вит Подярски полагает, что при реконструкции необходимо чтить исторический дух. «Мы же не какая-нибудь Голландия, где из храма могут запросто сделать книжный магазин или отель», — замечает он.

Пока кофейня стояла без дела, вокруг нее велись горячие споры. Начальник железнодорожного вокзала Рудольф Николай планировал сделать в кофейне стеклянный потолок, чем, разумеется, нажил себе множество врагов среди поклонников стиля модерн. Затем сюда вознамерились перевезти яблоко раздора чешских городов и институтов — «Славянскую эпопею» Альфонса Мухи.

За это предложение выступали целых три организации: компания Ceske drahy и владелец вокзала, фонд Мухи и  инвестор Grandi Stazioni. Так бы и возник симбиоз Фанты и Мухи (которые, к тому же и в жизни были хорошими друзьями), архитектуры и живописи стиля модерн. Однако было решено, что на вокзале выставлять шедевры небезопасно, и многострадальную эпопею разместили в Ярмарочном дворце.

Процесс реконструкции коснулся всего интерьера и экстерьера Фантовой кофейни. Одним из последних этапов станет установка новой «монументальной люстры». На вопрос, что ждет кофейню после ремонта, работник вокзала пожимают плечами: скорее всего, ее потеснят офисные помещения, ресторан и гостиница. (coffeetea.ru/Транспорт Украины, СНГ, мира)

Добавить комментарий