Новый министр инфраструктуры Максим Бурбак о том, что нужно сделать для реанимации транспортного сектора.
Новый министр инфраструктуры Максим Бурбак на своей первой встрече с журналистами рассказал, где он возьмет деньги на новые инфраструктурные проекты, когда в Украине будут дороги европейского качества и почему власти отложили подписание договора об “Открытом небе”.
Корреспондент ЛІГАБизнесИнформ записал короткий конспект его речи, выделив основные приоритеты новой украинской власти в транспортном секторе на ближайшие месяцы.
1. Транспортная инфраструктура Крыма – собственность государства Украина
Мы не признаем самопровозглашенное правительство Крыма и новоназначенных руководителей железной дороги, аэропорта и в морских портов. Относительно законности попыток национализации объектов будет разбираться прокуратура. Эти объекты – собственность государства Украины. В бюджете предусмотрены деньги на их содержание. Будем смотреть как развивается ситуация и вырабатывать механизмы по содержанию объектов инфраструктуры и выплате зарплат.
Сейчас я не знаю как физически выплатить зарплату работником ж/д, которые работают в Крыму.
2. Перевозки в Крым осуществляются в полном объеме
Министерство инфраструктуры обеспечивает перевозки и транспортное сообщение с автономной республикой Крым в полном объеме. Железнодорожный транспорт работает в обычном режиме. Пассажирские перевозки ж/д транспортом осуществляются с некоторыми задержками. Это связано с тем, что неизвестные лица, называющие себя отрядами самообороны, проводят проверки пассажиров на остановках в Крыму. Также есть блок-посты на автодорогах, но транспорт, в принципе, движется.
Из соображений безопасности пассажиров аэропорт Симферополь пока закрыт.
Крым – это часть Украины. Мы будем обеспечивать транспортную связь с населением в Крыму. Уверен, что крымчане смогут добраться ж/д транспортом и в Киев, и в Харьков, и в другие города Украины.
3. Главная задача – искоренение коррупции
Первая задача – побороть коррупцию, которой пронизано все министерство. Самое главное сейчас – ликвидировать злоупотребления в системе государственных закупок.
24 февраля мы приостановили все расходы по тендерам до полной проверки их законности. Мы проведем мониторинг, после чего примем дальнейшие решения о закупках.
4. Морские порты реформируют
Администрация морских портов (АМПУ) не будет ликвидирована, реформирование морских портов продолжится. Но ее работу нужно подкорректировать. Руководители портов недовольны, что АМПУ полностью сосредотачивает финансирование на себе. Нужно давать деньги и на эксплуатацию портов – строительство, причалы и т.д. Мы будем эти вопросы решать.
Главное – есть сигнал от инвесторов о готовности инвестировать в Украину. Задача государства – создание понятных условий для бизнеса. Мы готовы защищать инвестиции. Рейдерства, как раньше, не будет.
5. “Открытое небо” подпишут через год
Европейский Союз отложил подписание соглашения о совместном авиационном пространстве, или так называемом “Открытом небе”, с 14 марта, по технической причине. Моя позиция – договор нужно подписать. Но нужно пройти подготовительный период до мая-июня 2015 года. Это позволит отечественным авиакомпаниям подготовиться к конкурентной борьбе.
Уверен, когда будет свободный доступ к украинскому небу иностранных перевозчиков, рынок будет саморегулироваться, а авиакомпаниям придется снизить тарифы.
6. Дороги пойдут в концессию
На содержание дорог в 2014 году бюджетом предусмотрено более 15 млрд. грн. Из них 10 млрд. грн. пойдет на содержание и обслуживание прошлых кредитов, еще 3 млрд. грн. – в счет уплаты долга Укравтодору за уже выполненные работы. Остается 2,5 млрд грн на содержание 170 тыс. км дорог. Будем договариваться с партнерами о реструктуризации кредита. Также к нам обращаются иностранные компании с предложением о строительстве дорог. Нужно менять законодательство, чтобы начинать строить дороги на условиях концессии.
7. Денег на закупку поездов и вагонов нет
Степень износа имеющегося парка вагонов и локомотивов – до 95%. Это большая проблема. Будем привлекать кредитные ресурсы. Например, у ЕБРР есть кредитная линия на обновление подвижного состава Укрзализныци (УЗ).
Обновлять подвижной состав нужно не через закупки за рубежом, а размещая заказы у отечественных производителей. Будем искать финансирование на покупку Крюковских поездов.
8. Skoda будет выпускать поезда в Украине
Я договорился с послом Чехии и представителями компании Skoda Transportation о продолжении совместного проекта по производству электровозов в Украине (речь идет о создании СП с Запорожским электровозоремонтным заводом, договоренность о котором была достигнута в 2013 году – ред.). Но это будет только после восстановления политической и экономической стабильности в Украине.
Я пообещал, что не будет никаких коррупционных схем. Изменили количество участников этого совместного предприятия, потому что при составлении устава в прошлый раз появилась третья сторона, и чехи не понимали, откуда она взялась.
9. Борисполь обойдется без концессии
Новое руководство, которое будет назначено в ближайшее время, должно провести аудит контрактов и денег, которые тратились на строительство. Я хочу документально видеть, сколько было украдено на Евро-2012.
Мы продолжим концепцию развития аэропорта. Это касается строительства нового перрона. Также нужно закончить существующие проекты – автопаркинг и ремонт на втором этаже терминала D. Необходимость строительства “Воздушного экспресса” нужно изучать.
Я не знаю, целесообразно ли вводить концессию в Борисполь, учитывая, что аэропорт прибыльный. Нужно посчитать, насколько это выгодно.
10. Автоперевозки нужно либерализировать
Мафию в разрешительной системе можно победить путем публичного распределения разрешений и предоставления доступа к электронной базе данных всем перевозчикам.
Незаконная торговля разрешениями в Интеренете должна быть прекращена, я обратился по этому вопросу в прокуратуру.
Я написал письма к министрам транспорта государств, где у нас небольшие лимиты по разрешениям на перевозки (Казахстан, Польша, Румыния, Турция, Австрия, Италия и т.д.), относительно либерализации в сфере грузоперевозок.
Я договорился с перевозчиками о поэтапном выводе с рынка переоборудованных автомобилей, использующихся для пассажирских перевозок. Это займет три года. Сначала выведем такой транспорт с межобластного сообщения. Через год – с городского сообщения и потом из сельской местности. (ЛІГАБізнесІнфор/С миру по нитке)