11 марта в Администрации морских портов Украины состоялось совещание представителей экспедиторских компаний, линейных агентов, портовых операторов, перевозчиков, осуществляющих хозяйственную деятельность в Одесском морском порту, а также таможенных органов по вопросу функционирования Информационной системы портового сообщества (ИСПС).

Как напомнили в пресс-службе ГП “АМПУ”, на данный момент в Одесском морском порту функционируют три технологических цепочки ИСПС: схема электронного документооборота при обработке импортных груженых контейнеров с моря на автотранспорт, аналогичная схема электронного документооборота при обработке импортных груженых контейнеров с моря на железнодорожный транспорт, а также модуль “свободная практика”.

“Каждая последующая технологическая цепочка в рамках Информационной системы портового сообщества в морском порту внедряется быстрее предыдущей. В ближайшее время к системе будут подключены портовые операторы и линейные агенты, что создаст полную замкнутую цепочку участия в ИСПС всех заинтересованных сторон в конкретном морском порту”, – отметил начальник Службы стратегического развития ГП “АМПУ” Вячеслав Вороной.

Коммерческий директор Центра обработки данных, компании “ППЛ 33-35” Андрей Шевчук рассказал присутствовавшим на встрече о ключевых этапах прохождения электронного наряда в рамках ИСПС, а также об основных преимуществах ее использования.

При работе в ИСПС повышается сохранность груза, снижается влияние человеческого фактора, снижается возможность выезда грузов за пределы морского порта с поддельными разрешительными отметками контролирующих органов. “Хочу подчеркнуть, у всех экспедиторов осталась возможность беспрепятственного оформления своих грузов без использования услуг Центра обработки данных компании “ППЛ 33-35″. В таком случае внесение электронного наряда в ИСПС производится специалистом морского порта с бумажного носителя как это и было раньше”, – подчеркнул Андрей Шевчук.

Кроме того, на встрече обсуждался вопрос оптимизации работы электронной очереди оформления нарядов. На сегодняшний день существует исчерпывающий перечень факторов, которые могут повлиять на очередность оформления нарядов. Кроме того, на встрече предложено сделать электронную очередь прозрачной для всех участников процесса.

“Портовое сообщество предложило, а мы согласились с предложением, чтобы в ИСПС отображалось полное состояние электронной очереди в режиме реального времени. Чтобы все заинтересованные стороны видели любые изменения в формировании очереди электронных нарядов. Наша совместная задача с экспедиторами, линейными агентами, портовыми операторами – создать условия для эффективной работы и отстроить прозрачный механизм отстаивания экспедиторами законных прав в случае нарушения процесса”, – прокомментировал инновации Вячеслав Вороной.

Конечная цель полномасштабного внедрения Информационной системы портового сообщества – отлаженная работа всех технологических цепочек во всех морских портах Украины. В начале марта в Киеве состоялось очередное заседание Межведомственной рабочей группы по внедрению проекта “Единое окно – локальное решение” в зоне деятельности Южной таможни и портов Одесской области, на которой специалисты отрасли обсудили первоочередные механизмы внедрения ИСПС на национальном уровне. Таким образом в ближайшее время к системе начнут подключаться не только “контейнерные” порты, но также и другие морских порты Украины.

Планируется старт модуля ИСПС “свободная практика” в морском порту “Южный”. В Ильичевском морском порту в ближайшее время также запланирован переход на опытную эксплуатацию ИСПС. Таким образом в Ильичевском морском порту оформление контейнеров будет происходить с обязательным наличием электронного наряда в ИСПС с параллельным использованием бумажной формы наряда.

Инновационная схема работы ИСПС реализуется Администрацией морских портов Украины в рамках долгосрочного проекта внедрения ИСПС в морских портах страны.

Как свидетельствует последняя статистика АМПУ, по состоянию на 11 марта в электронном режиме в морских портах Украины был обработан 139121 контейнер, и неуклонный рост идет с апреля 2013 г. – с момента перехода на опытный режим эксплуатации и охвата системой всех участников портового сообщества в Одессе.

Информационная система портового сообщества – электронная информационная система, объединяющая администрацию порта, производственные мощности порта, стивидорные компании, контролирующие органы и службы, агентские и экспедиторские компании или иные государственные, частные организации, принимающие участие в транспортировке или обработке грузов, контейнеров, транспортных средств, и позволяющая осуществлять накопление в электронном виде, обмен, проверку, оформление и передачу какой-либо информации или документов, достаточных для контроля и оформления товаров, контейнеров и транспортных средств при грузовых перевозках.

Внедрение системы привело к сокращению количества времени на обработку судна в порту в среднем на 45 минут и экономии 4000 пачек бумаги, что позволяет сохранить жизнь более 170 деревьям в год.

В Западной Европе форма “Единого окна” функционирует в портах Гамбурга (Германия), Роттердама (Нидерланды), Антверпена (Бельгия), Феликстоу (Великобритания), Гавра, Марселя (Франция), Барселоны, Бильбао (Испания), и т. д. На их базе основана Европейская ассоциация, которая имеет целью развитие электронной логистики во всех европейских портах, повышения эффективности морских перевозок, экспедиторской и логистической деятельности в Евросоюзе.

Опыт крупных портов Европы демонстрирует, что электронный обмен данными в системе портового сообщества устраняет субъективное вмешательство в процесс регулирования внешней торговли, ускоряет транспортный процесс и устраняет условия для коррупции.

Данная работа выполняется в рамках плана мероприятий по выполнению Программы по имплементации Соглашения про ассоциацию между Украиной и Европейским союзом и его государствами-членами, согласно которой Украине необходимо до 2018 г. интегрироваться в глобальную европейскую систему портовых сообществ SafeSeaNet и выполнить соответствующую Директиву 20/0/65/ЕС Европейского Парламента и Совета от 20.10.2010 г. (Trans-port.com.ua/Транспорт Украины, СНГ, мира)

Добавить комментарий