Ливийские повстанцы, захватившие четыре восточных порта страны, через которые экспортируется нефть, 6 апреля договорились с правительством о постепенном прекращении восьмимесячный блокады, которая уже обернулась для Ливии многомиллиардными убытками, передает Reuters.
По сообщению правительства Ливии, порты Зувайтина и Харига, требующими большей автономии от Триполи, откроются сразу. Более крупные порты – Рас-Лануф и Эс Сидер – будут освобождены в течение двух-четырех недель после дальнейших переговоров.
Завершение противостояния вокруг портов станет первым крупным успехом правительства Ливии, которое около трех лет после свержения Муаммара Каддафи пытается восстановить свою власть над мятежными территориями. “Порты Зувайтина и Харига будут переданы государству с момента подписания настоящего договора. Протестующим запрещено возвращаться в порты или препятствовать их работе”, – говорится в одном из пунктов соглашения.
Лидер повстанцев Ибрагим Джатран подтвердил что боевики прекратили блокаду портов Зувайтина и Харига. “Мы сделали это исходя из доброй воли, для восстановления доверие, продолжения диалога и решения всех проблем между ливийцами мирными средствами”, – подчеркнул он.
Однако ни одна из сторон не уточнила, какие требования повстанцев предстоит обсудить на переговорах с правительством.
Проектная мощность экспортных терминалов Зувайтина и Харига – около 200 тыс. баррелей в день. До кризиса через другие более крупные порты отгружалось около 500 тыс. баррелей ливийской нефти.
Эксперты отмечают, после начала работы терминалов задержки с отгрузкой нефти на танкеры не будет, однако потребуется значительное время для пополнения портовых нефтехранилищ нефтью с месторождений.
Возобновление экспорта нефти через восточные порты может поднять добычу нефти в Ливии примерно с 150 тыс. баррелей в сутки, но пока это значительно меньше тех 1,4 млн. баррелей в сутки, которые добывались до лета прошлого года. (PortNews/Транспорт Украины и мира)