Международная ассоциация воздушного транспорта (IATA) выпустила рейтинг воздушных перевозчиков за 2013-2014 гг. По этим данным можно судить о сильных и слабых сторонах разных авиакомпаний. Не обошлось без сюрпризов: традиционно слабые в сервисе россияне обошли всех по комфорту и уровню обслуживания, а пунктуальные на земле немцы оказались не столь обязательными в воздухе.
Доклад сама IATA публично не обнародует. Не комментируют его и в самих авиакомпаниях. Например, представитель “Аэрофлота” категорически отказался обсуждать документ, ссылаясь на то, что на это существует запрет самой ассоциации. А обсудить есть что.
Согласно рейтингу авторитетной организации, объединяющей 265 авиакомпаний, выполняющих 94% всех международных рейсов, старейший российский авиаперевозчик “Аэрофлот” признан лучшим на европейских направлениях. По данным IATA, российская компания сохранила 1-е место по качеству обслуживания пассажиров бизнес-класса и поднялась со 2-го на 1-е место в эконом-классе по сравнению с прошлым годом, обойдя германскую Lufthansa.
Самой летающей нацией в Европе признаны итальянцы. Они дают авиакомпаниям, летающим на европейских направлениях 15% всего пассажиропотока. За ними следуют британцы, составляющие 12%, и только на третьем месте – россияне. При этом россияне оказались самыми патриотичными. 72% из них выбирают авиакомпанию РФ. Самой интернациональной признана нидерландская KLM – на ее рейсах число пассажиров-голландцев составляет всего 23%. Национальный состав остальных пассажиров Королевских авиалиний весьма пестрый.
Российская авиакомпания “Аэрофлот” опережает конкурентов по общему впечатлению от сервиса, готовности пассажиров порекомендовать эту компанию своим знакомым, удобству посадочных мест и некоторым другим признакам. Среди преимуществ русской компании указывается также количество и качество подаваемой на рейсах еды. При этом IATA отмечает, что качество аэрофлотской кухни “выше, чем в среднем по рынку”.
Худшими по качеству питания на борту IATA называет Alitalia и AirFrance. Количество и качество еды у этих авиакомпаний признано “хуже среднерыночных показателей”. Однако, при расчете рейтинга клиентоориентированности авиакомпаний, IATA учитывает не только вкусовые качества пищи, которую подают пассажирам в ходе полета. Не менее важным показателем является и знание иностранных языков бортпроводниками и экипажем. И в этой номинации “Аэрофлот” занимает второе место. Самыми лингвистически не толерантными при этом признана AirFrance. В самолетах этой авиакомпании часто можно столкнуться с тем, что обслуживающий персонал разговаривает только на французском языке. Причем, не только на рейсах, выполняемых в пределах границ Пятой республики. А вот лучше всех иностранные языки знают сотрудники немецкой Lufthansa. На рейсах, выполняющихся из российских аэропортов стюардессы говорят даже по-русски.
В конце рейтинга российский “Аэрофлот” оказался и по удобству заказа билетов на сайте авиакомпании. На первом месте здесь стоит BrittishAiways, на втором – Lufthansa. А самые худшие – FinAir и AirFrance.
Молодых людей в возрасте от 25 до 36 лет больше всего среди пассажиров “Аэрофлота” – 26%. Впрочем, людей среднего возраста – от 35% до 44% у него среди клиентов все же больше – 36% общего пассажиропотока. Зато на рейсах Lufthansa люди старше 35 лет составляют 48% пассажиров, а среди клиентов Alitalia их – 56%.
С точки зрения гендерного состава пассажиров, самой мужской компанией оказалась Lufthansa. У нее соотношение мужчин и женщин 76% к 25%, а самой женской – британская EasyJet (60% к 40%).
И это вполне объяснимо. 74% пассажиров Lufthansa летают в бизнес-путешествия, в то время как EasyJet они составляют всего 27% – меньше, чем у всех остальных европейских компаний. Зато отдыхающих эта компания перевозит больше всех – 42% пассажиров. Еще 26% клиентов EasyJet летают навестить друзей и родственников.
Не обошлось в рейтинге IATA без сюрпризов. Самой пунктуальной среди европейских авиакомпаний признана вовсе не немецкая Lufthansa. Хотя, казалось бы, по части обязательности жители Германии дадут фору любому европейцу. На первом месте по этому показателю оказалась. Alitalia. От итальянцев этого мало кто ожидал. Особенно учитывая, как говорилось выше, плохое качество питания на самолетах этой авиакомпании и посредственное обслуживание пассажиров пожилого возраста. Впрочем, для людей, страдающих аэрофобией еще не известно что лучше – дольше лететь с комфортом, или приземляться точно по графику. В самом хвосте по пунктуальности – опять AirFrance.
Если на фоне европейских авиакомпаний российский “Аэрофлот” по качеству обслуживания выглядит очень прилично, то вот конкурентам из азиатских стран он пока проигрывает. На этом рынке предпочтительнее всего выглядит JAL. За ней следуют Emirates, SingaporeAirlines, и еще одна эмиратская компания Etihad. “Аэрофлот” занимает 8-е место по обслуживанию пассажиров бизнес-класса и 9-е – по обслуживанию эконом-класса. Впрочем, годом ранее он занимал 10-е и 17-е места соответственно. Так что отечественному перевозчику есть еще над чем работать. (Trans-port.com.ua/Транспорт Украины и мира)