В правительстве вернулись к идее провести реформу железных дорог, создав публичное акционерное общество на базе “Укрзализныци”. ПАО назовут “Украинская железная дорога” (“Украинська зализныця”), следует из проекта постановления Кабинета министров. Документ уже рассмотрели на заседании правительственного комитета регионального развития. В состав акционерного общества войдут 48 предприятий, среди которых непосредственно шесть железных дорог, ряд вагоноремонтных заводов, проектно-конструкторских бюро и больниц для железнодорожников.
В списке также значатся “Украинская железнодорожная скоростная компания” и “Украинский транспортно-логистический центр”.
Создание вертикально интегрированной структуры, в которую должна преобразиться “Укрзализныця”, позволит железным дорогам эффективнее работать в условиях “острой международной технологической конкуренции”, а также повысит конкурентоспособность украинских железных дорог на рынке транспортных услуг, говорится в пояснительной записке к постановлению.
К тому же авторы проекта из Министерства инфраструктуры рассчитывают на создание конкурентного рынка пригородных пассажирских перевозок, что должно привести к повышению инвестиционной привлекательности отрасли.
Принятия постановления отрасль ждет с 2012 г., когда Верховная Рада утвердила рамочный закон, регламентирующий создание ПАО на базе “Укрзализныци”. Но в документе нет алгоритма слияния отраслевых компаний в единого монополиста. Согласно же проекту постановления, после его принятия будет создана специальная комиссия по формированию ПАО. Возглавит ее первый заместитель министра инфраструктуры. Ранее на эту позицию был назначен экс-руководитель “Укравтодора” Александр Малин. В комиссии ему компанию составят замминистра экономического развития и торговли, представители Фонда государственного имущества и железнодорожных профсоюзов, а также глава “Укрзализныци” и его первый зам. В течение четырех месяцев комиссия проведет оценку имущества, которое будет внесено в уставный капитал предприятия. Речь идет об активах 48 структур, 100% акций семи госкомпаний (преимущественно ремонтные заводы), а также акциях шести предприятий, частично находящихся в государственной собственности. К примеру, в ПАО предложено отдать 47,67% акций лизинговой компании “Укртранслизинг” и 25,1% акций международной транспортной компании “Укрзовништранс”. Впрочем, из выводов правительственного департамента профессиональной экспертизы следует, что вносить акции этих 13 предприятий в уставный капитал ПАО нет смысла, так как они не работают на рынке железнодорожных перевозок.
По словам координатора реформирования транспортной отрасли Координационного центра реализации экономических реформ Александра Кавы, большая работа предстоит еще перед созданием публичного акционерного общества, так как первый этап реформы железных дорог предполагает разделение хозяйственной и регуляторной функций в сфере ж/д. “Если сейчас Государственная администрация железнодорожного транспорта – это, по сути, смесь госоргана и хозяйствующего субъекта, то первый этап реформирования предполагает разделение этих функций. Имеется в виду, что все хозяйственные функции отойдут ПАО, 100% которого будут принадлежать государству, а вопросы регулирования – к Министерству инфраструктуры, Инспекции безопасности на наземном транспорте и в перспективе Нацкомиссии регулирования транспорта, когда она будет создана”, – объясняет эксперт.
По его мнению, первый этап реформы позволит активизировать сотрудничество с международными финансовыми организациями и упростит работу железных дорог на долговом рынке капитала, в том числе по выпуску еврооблигаций и привлечению синдицированных кредитов. “Европейский банк реконструкции и развития, который активно финансировал проекты “Укрзализныци”, и другие МФО, ставили условием для дальнейшего финансирования разделить хозяйственную и регуляторные функции на железных дорогах”, – отметил собеседник. При этом, по словам Кавы, стоит понимать, что речь идет не столько об инвестициях, сколько о расширении возможностей по работе с долговыми инструментами на более выгодных условиях, чем предлагают украинские коммерческие банки.
В правительстве рассчитывают, что создание акционерного общества позволит развивать конкуренцию на рынке ж/д перевозок с доступом к работе коммерческих операторов. Здесь важно не повторить ошибок аналогичной реформы в России, когда на базе управлявшего железными дорогами Министерства путей сообщения было создано ОАО “Российские железные дороги”. Создание института операторов позволило привлечь в отрасль многомиллиардные инвестиции и за несколько лет обновить парк грузовых вагонов. Теперь менее 25% вагонов принадлежит РЖД, тогда как остальной парк находится в собственности частных компаний. Побочным эффектом таких реформ стал бесконтрольный рост числа вагонов, снижение скорости перевозок и простой. Еще одним риском создания ПАО может стать “размывание” непрофильных активов железнодорожного монополиста, считают аналитики департамента профессиональной экспертизы Кабмина. Это может произойти в результате упрощения процедуры продажи имущества, которое будет принадлежать акционерному обществу. (Укррудпром/Транспорт Украины и мира)