Процесс реформирования “Укрзализныци”, начатый в 2006 г., продвигается крайне медленно. Однако именно сейчас необходимо ускорить преобразование администрации в акционерное общество. Об этом говорится в письме аудиторской компании Ernst&Young, направленного Кабинету министров.
“Реформа “Укрзализныци” выглядит критически необходимой”, – сообщил управляющий партнер украинского представительства компании Алексей Кредисов.
В письме указывается, что на протяжении последних лет наблюдается падение доходов от реализации услуг, которые предоставляются администрацией. В первую очередь, падают транзитные перевозки.
Среди причин аудиторы указывают не только сложную политическую ситуацию, но и постепенную переориентацию Российской Федерацией работы на собственные порты. Общий спад экономической активности в Украине, сложная ситуация в ключевых для “Укрзализныци” регионах – Донецкой и Луганской областях – являются дополнительным фактором сокращения доходов, указывается в письме.
В Ernst & Young отмечают, что денежный поток, который генерирует операционная деятельность “Укрзализныци”, оценивается как недостаточный для финансирования капитальных вложений в объеме, необходимом для обеспечения бесперебойных перевозок в долгосрочном горизонте. “Вместе с тем, уровень текущих обязательств по уже полученным кредитам, из которых 60% составляют валютные заимствования, на фоне роста валютных курсов и уменьшения ликвидности может привести к значительным сложностям в обслуживании обязательств и риску нарушения кредитных условий (ковенант) ЕБРР”, – пишет Кредисов.
В анализе, который прилагается к письму, Ernst & Young указывает на три этапа реформирования “Укрзализныци”. “Постепенность и этапность реформы выглядит логичной и отвечает международном опыту. К примеру, трансформация DeutscheBahn и РЖД выполнялась поэтапно, и заняла более 10 лет”, – указывают в Ernst & Young.
На первом этапе должно быть создано единое акционерное общество ПАО “Укрзализныця”. В частности, шесть существующих железных дорог и ряд отдельных предприятий будут объединены в структуру, понятную для участников рынка и инвесторов. За счет этого сократится дублирование функций управления, сокращение управленческого персонала, пройдет реформа ценообразования для исключения перекрестного субсидирования. “Централизация активов в рамках единой государственной компании, как первый шаг трансформации, в полной мере отвечает опыту реформирования DeutscheBahn (Германия), SNCF (Франция), РЖД (Россия), FerroviedelloStato (Италия) и других”, – указывает Кредисов.
На втором этапе произойдет выделение отдельных видов деятельности по направлениям: пассажирское, логистически-грузовое, инфраструктурное. В это время произойдет выделение в отдельные подразделения дальних пассажирских перевозок, сервисных компаний. Пригородные перевозки будут финансироваться совместно с органами местной власти и частными инвесторами. “Общеупотребимым подходом на железнодорожном рынке ЕС и Российской Федерации можно считать отказ от перекрестного субсидирования пассажирских перевозок за счет грузовых”, – указывают в Ernst & Young.
На третьем этапе предполагается переход к целевой модели рынка. Она предполагает отдельное функционирование грузовых перевозок и логистики, специальных сервисных услуг и пассажирских перевозок.
Реформа “Укрзализныци” должна была произойти в 2012 г. В феврале 2012 г. был принят закон “Об особенностях создания публичного акционерного общества железнодорожного транспорта общего пользования”. Согласно закону, Кабинет министров должен был на протяжении трех месяцев принять постановление о создании АО “Укрзализныця”. Но по политическим и коррупционным соображениям реформа так и не была начата.
В правительство Арсения Яценюка проект постановления о превращении “Укрзализныци” в акционерное общество был подан еще в апреле.
Ernst & Young – одна из аудиторских компаний “Большой четверки”. Во всем мире в E&Y заняты 141 тыс. человек, в том числе в украинских офисах – более 500 специалистов. Имеет территориальные офисы в Киеве и Донецке. (РБК-Украина/Транспорт Украины и мира)