Новый гендиректор международного аэропорта “Львов” им. Даниила Галицкого Ростислав Веселов рассказал, как он собирается развивать аэропорт, когда подешевеют авиабилеты и когда Ryanair начнет летать в Украину.

– Вас относительно недавно назначили генеральным директором международного аэропорта “Львов” (13 июня). Какие еще кандидатуры рассматривались на этот пост?

– Назначение генерального директора международного аэропорта “Львов”, как и других аэропортов Украины, является прерогативой Министерства инфраструктуры. Так что о других кандидатурах на этот пост и о критериях выбора не могу ничего сказать. Аргументом в мою пользу, скорее всего, был мой 32-летний опыт работы в авиационной отрасли, из которых 17 лет – на руководящих постах как в авиакомпаниях, так и в аэропорту Львова.

– Вы работали в авиакомпании “Аэросвит”, банкротство которой в 2013 г. потрясло рынок. Не думаете, что репутация этой компании отразится на вашей работе?

– На протяжении всей своей трудовой деятельности я профессионально подходил к выполнению обязанностей. Открывал представительство авиакомпании “Аэросвит” во Львове в 1997 г. Руководителем представительства я был с начала его работы и до 2000 г., а затем в 2004-2013 гг. Опыт работы в авиакомпании “Аэросвит” позволяет мне хорошо понимать потребности авиаперевозчиков и пассажиров в части качественного аэропортового обслуживания. Поэтому я не считаю, что опыт работы в крупнейшей украинской авиакомпании может иметь негативный подтекст.

– Назовите главные проблемы аэропорта “Львов” на сегодняшний день.

– Наиболее актуальным сейчас является вопрос завершения строительства и введения в эксплуатацию электроподстанции, которая должна обеспечивать бесперебойное электроснабжение аэровокзала в соответствии с проектной мощностью. Сегодня электропитание аэровокзального комплекса осуществляется по временной схеме. Решение этого вопроса требует государственного финансирования в размере 62 млн. грн. Аэропорт уже заручился поддержкой Министерства инфраструктуры в решении данного вопроса. Мы планируем, что в течение этого года подстанция будет введена в эксплуатацию.

– Как планируете решать проблемы аэропорта?

– Во львовский аэропорт я пришел в апреле 2013 г. на должность начальника службы управления терминалом и занимал эту должность до назначения генеральным директором предприятия. Так что с работой аэропорта я знаком не понаслышке. После моего вступления в должность на основе анализа текущей финансово-производственной деятельности предприятия был разработан среднесрочный стратегический план развития аэропорта на 2014-2018 гг., оптимизирована организационная структура предприятия, пересмотрен финансовый план на 2014 г. Среди мер, которые мы планируем предпринять для смягчения влияния кризиса на работу аэропорта, открытие новых рейсов, открытие бизнес-зала, начало коммерческой эксплуатации парковки и прочее. Нам уже удалось договориться с авиакомпанией “Урга” о начале выполнения с 18 июня ежедневных регулярных рейсов по маршруту “Львов – Киев” (“Жуляны”), а с 4 июля налажено прямое авиасообщение с Днепропетровском (рейсы выполняет украинский перевозчик “Днеправиа”).

– Как политическая и экономическая нестабильность отразилась на работе аэропорта?

– Нестабильная политическая и экономическая ситуация в Украине привела к уменьшению спроса среди населения на авиаперевозки примерно на 30%, что привело к отказу ряда авиакомпаний от выполнения рейсов.

– О каких авиакомпаниях вы говорите?

– Авиакомпания “ЮТэйр-Украина” в конце марта сократила число рейсов “Львов – Москва” с 6 до 3. А с 11 мая отменила рейсы “Львов – Киев” (“Жуляны”). Кроме того, авиакомпания “WizzAir Украина” перенесла на неопределенный срок открытие шести новых рейсов (в Барселону (Жирону), Неаполь, Кутаиси, Тель-Авив, Рим (Фьюмичино) и Валенсию). Также не была начата программа полетов авиакомпанией “Atlasjet Украина”, презентация которой состоялась в нашем аэропорту еще в начале апреля (авиакомпания планировала выполнять чартерные программы в Турцию и страны Средиземноморья).

– На какой пассажиропоток планирует выйти аэропорт по итогам 2014 г.?

– Аэропорт завершил 2013 г. с показателем 700,8 тыс. пассажиров. В планах на 2014 г. был заложен пассажиропоток на уровне 819 тыс. пассажиров (рост 15,7%). Но ввиду последних событий в Украине и в авиационной отрасли в частности этот показатель был скорректирован до 552 тыс. пассажиров, что означает падение пассажиропотока в 2014 г. на 21%. За пять месяцев пассажиропоток уже упал на 10% (до 192,5 тыс. пассажиров) по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. При этом если на внутренних рейсах наблюдался незначительный рост количества пассажиров на 8% (до 41,3 тыс. пас.), то падение пассажиропотока на международных рейсах составило 13% (151,2 тыс. пас.).

– Помимо политической ситуации в стране, на деятельности аэропорта наверняка отразилась и девальвация гривни?

– Девальвация гривны не имела негативного воздействия на деятельность аэропорта, поскольку договоры с иностранными авиакомпаниями заключены в валюте, ровно как и аэропортовые сборы зафиксированы в валюте (долларах).

– На какие финансовые показатели планирует выйти аэропорт в 2014 г.?

– По нашим прогнозам, на основании результатов работы за пять месяцев прибыль аэропорта по итогам года составит 12 млн. грн.

– Насколько загружен новый терминал аэропорта?

– Вопрос относительно загруженности нового терминала возникает регулярно. В данном вопросе важно принимать во внимание то, что реконструкция аэропорта проходила в рамках подготовки к Евро-2012. Во время его проведения количество обслуживаемых терминалом пассажиров достигало 1950 человек в час при пропускной способности терминала в 2000 человек в час. Если подходить к вопросу о загрузке терминала чисто с арифметической точки зрения, то при пропускной способности в 5 млн. пассажиров в год и пассажиропотоке в 700,8 тыс. человек средняя загрузка составляет около 14%. Однако в период пиковой нагрузки этот показатель может достигать более 50%. В настоящее время существующие производственные мощности являются, безусловно, чрезмерными, что усложняет экономическое положение предприятия, однако это позволяет планировать развитие аэропорта в долгосрочной перспективе.

– Почему “WizzAir Украина” отказалась открывать базу в аэропорту “Львов”?

– Компания “WizzAir Украина” не отказывалась от идеи открытия базы в аэропорту Львова. Речь идет о переносе сроков базирования. Ввиду нестабильной политико-экономической ситуации в Украине авиакомпания отдала два воздушных судна (одно из которых планировалось базировать у нас) для эксплуатации материнской компании в Европу. Как только ситуация в стране нормализуется, самолеты будут возвращены в Украину, а планы относительно базирования авиакомпании во Львове и открытия шести новых направлений будут реализованы. Точных дат ни мы, ни авиаперевозчик назвать не можем, поскольку это зависит не от нас.

– Чем именно аэропорт планирует привлекать новые авиакомпании?

– Начиная с сентября 2013 г. в аэропорту действует система скидок на аэропортовые сборы, в соответствии с которой авиакомпания может получить скидку до 80% при открытии новых регулярных международных рейсов.

Аэропорт ведет системную работу по привлечению новых авиакомпаний. В апреле представители аэропорта приняли участие в европейском форуме по развитию авиамаршрутов Routes, где провели переговоры более чем с 20 авиакомпаниями (как с представителями сегмента лоу-кост, так и с традиционными авиакомпаниями). До момента подписания договоров мы, как правило, по просьбе авиакомпаний не разглашаем их названий и обсуждаемые маршруты, поскольку это может нарушить их планы.

– Ранее авиакомпания Ryanair заявляла о желании начать полеты в аэропорт “Львов”. На какой стадии находятся переговоры?

– Переговоры с авиакомпанией Ryanair ведутся уже довольно продолжительное время. На данном этапе переговоры приостановлены, поскольку все находятся в ожидании подписания Соглашения о едином авиационном пространстве между Украиной и Евросоюзом. Как только это решение будет принято, мы снова сядем за стол переговоров.

– Действительно ли “открытое небо” поможет развитию украинских аэропортов?

– В контексте развития украинских аэропортов, в особенности региональных, подписание соглашения о едином авиационном пространстве с ЕС – это реальная возможность повысить загрузку производственных мощностей аэропортов, улучшить финансовые показатели деятельности и создать дополнительные рабочие места.

– Почему же его подписание постоянно откладывается?

– За ответом на этот вопрос стоит обращаться в Госавиаслужбу Украины. Как известно из открытых источников, украинская сторона полностью готова, и сейчас ведутся переговоры о назначении даты его подписания.

– Многие региональные аэропорты Европы платят дотации авиаперевозчикам. Готов ли аэропорт “Львов” пойти на это ради привлечения туристов в город?

– Данная практика действительно существует. При открытии новых рейсов аэропорты оказывают маркетинговую поддержку авиакомпаниям, в том числе совместными рекламными акциями, предоставлением собственных рекламоносителей на льготных условиях и так далее. Речь не идет о прямых дотациях. Наш аэропорт готов поддерживать открытие новых направлений из аэропорта через имеющиеся у нас маркетинговые инструменты.

– Когда авиабилеты для украинцев подешевеют?

– Снижение стоимости авиабилетов возможно только при условии здоровой конкуренции на рынке авиационных перевозок. В том числе этому будет способствовать упомянутое ранее Соглашение о едином авиационном пространстве.

– Как вы оцениваете нынешнее состояние авиарынка в Украине?

– Состояние авиарынка Украины характеризуется общим падением пассажиропотока (-30%), что обусловлено нестабильной политической и экономической ситуацией в стране. Однако при стабилизации ситуации возможен ежегодный 10%-ный рост рынка авиаперевозок.

– Какова в среднем рентабельность аэропортовых услуг в мире и в Украине?

– По итогам 2013 г. рентабельность работы львовского аэропорта была на уровне 15%. Показатель же рентабельности аэропортовых услуг в мире колеблется в среднем от 10% до 25%. (Украинский авиационный портал/Транспорт Украины и мира)

Добавить комментарий