Введение страхования ответственности перевозчиков отложено. “Укрзализныця” решила продолжить страховать пассажиров от несчастных случаев на транспорте, при этом в качестве партнера выбрана компания, которая уже давно испытывает финансовые трудности – “Интер-Полис”. Об этом сообщает информационный проект FinMaidan.
Участники рынка считают, что концентрация всех страховых платежей в одной компании с неизвестными миноритарными акционерами не снижает коррупционные риски.
“Укрзализныця” начала страховать своих пассажиров от несчастных случаев в страховой компании (СК) “Интер-Полис”. “Мы внесли проект постановления Кабмина, снижающий поле для коррупции. Не дожидаясь его принятия, сразу после утверждения Кабмином списка компаний, которые войдут в УЗ после реформы, мы заменили все ранее работавшие страховые компании на компанию “Интер-Полис”, в которой совокупная доля УЗ и государства составляет более 50%. Сделали мы это по четырем из шести дорог, по остальным – идет дооформление документов”, – заявил первый заместитель главы “Укрзализныци” Максим Бланк.
По его словам, “ставка страхового сбора теперь составляет 0,4% от стоимости билета вместо 1,5% по старым схемам”. “И пассажиру приятнее, и почвы для коррупции меньше. Это не значит, что мы отказались от идеи открытых конкурсов, это просто дало нам возможность быстрого маневра для разрыва отношений со старыми страховыми компаниями”, – отметил топ-менеджер.
Страховщики удивлены таким развитием событий. “Последняя и единственная встреча с представителями “Укрзализныци” прошла в начале мая. Тогда нам пообещали, что требования к страховщикам, допущенным к тендеру, будут обсуждаться с участниками рынка и будут обнародованы на сайте перевозчика. Больше никакой коммуникации не было”, – рассказали в одной из страховых компаний с иностранным капиталом.
Объем рынка значительный. Всего, по данным Нацкомфинуслуг, в 2013 г. страховые компании собрали благодаря личному страхованию от несчастных случаев на транспорте (ж/д- и автоперевозки) 174,5 млн. грн. премий. При этом СК выплатили всего 7,26 млн. грн. по 371 случаев из 97,9 млн. договоров. Средний размер выплаты составляет 19555 грн. Среди СК, которые страховали пассажиров, были “Доминанта” и “Нефтегазстрах”.
В начале мая новое руководство “Укрзализныци” обещало изменить механизмы страхования рисков. Планировалось изменить условия тендера, сделав их более прозрачными, и пересмотреть тарифную политику. В перспективе планируется замена страхования пассажиров от несчастных случаев на транспорте на страхование ответственности перевозчика.
Последние действия менеджеров “Укрзализныци” противоречат этим обещаниям. “Переводить все потоки в одну компанию нецелесообразно, тем более что это негосударственная компания”, – сказала генеральный директор Украинской федерации страхования Галина Третьякова.
Еще больше вопросов вызвала сама компания “Интер-Полис”. По данным Smida, в начале года Фонду госимущества Украины принадлежит всего 8,16% в ЧАО “Интер-Полис”. Мажоритарным владельцем (81,12%) было ООО “Интер-Контакт”, которое связывают с народным депутатом, членом координационного совета МТСБУ Александром Единым. Максим Бланк сказал, что о связи нардепа с владельцами страховщика ему неизвестно. “Я не вел переговоры с компанией, только установил требования к размеру сбора (0,4%)”, – отметил он.
При этом в 2008 г. доля ФГИ в “Интер-Полисе” была включена в перечень активов, которые планировалось приватизировать в 2009 г. Однако найти покупателя тогда не удалось. “А два года назад – летом 2012 г. – акционеры предлагали продать компанию за $1,5 млн.”, – рассказал один из участников страхового рынка. Как уточнил Максим Бланк, “42% было переоформлено на “Укрзализнычпостач”. Соответствующие изменения в составе акционеров произошли 23 июня. Госпредприятие “Укрзализнычпостач” создано согласно приказу №26/1992, входит в сферу управления “Укрзализныци”. ГП закупает товарно-материальные ценности для нужд железнодорожной отрасли: запасные части, материалы, нефтепродукты, оборудование.
“Основная деятельность “Интер-Полиса” была сконцентрирована на медстраховании, ОСАГО и КАСКО”, – вспоминает председатель комиссии по страхованию Украинского общества финансовых аналитиков Вячеслав Черняховский. Более того, по данным МТСБУ, в IV квартале 2013 г. и в I квартале у компании были неудовлетворительные показатели работы на рынке “автогражданки” по всем критериям: “общая оценка деятельности страховщика”, “качество урегулирования убытков” и “уровень жалоб от потерпевших и страхователей”.
Только за прошлый год в компании трижды менялся руководитель. 26 апреля 2013 г. место Стефана Совинского занял экс-заместитель генерального директора МТСБУ Иван Гуминский, который стал временно исполняющим обязанности руководителя СК. В августе он был переведен на должность первого замглавы СК, а компанию возглавила Алла Волошина. Впрочем, и она продержалась недолго. 10 декабря временно исполняющей обязанности руководителя стала Светлана Нелле. В то же время она находится в активном поиске новой работы: 24 июня ее резюме появилось на одном из сайтов поиска работы.
“Согласно отчетности 2011 г. компания имела чуть более 23,6 млн. грн. активов, из которых 15,5 млн. – стоимость собственного офиса и 3 млн. – долгосрочная дебиторская задолженность. Реальных денег было менее 700 тыс. грн. В 2013 г. они продали свою недвижимость, и теперь у них вообще ничего нет, баланс поддерживается дебиторской задолженностью в 11,7 млн. грн. Возможно, им не перечислили деньги за продажу офиса”, – отметил Вячеслав Черняховский. Возникают вопросы и к тому, за какую цену и зачем “купили СК в предбанкротном состоянии за государственные деньги, а также – кто и зачем принимал это решение”, – возмущен эксперт.
В компании отказались говорить о возможном сотрудничестве с “Укрзализныцей”. “Мы можем комментировать только информацию из официальных источников. Свяжитесь с нами, когда появится официальная информация на сайте “Укрзализныци” или в других официальных изданиях. Но в любом случае по телефону я комментарии давать не буду”, – сказала исполняющая обязанности руководителя “Интер-Полиса” Светлана Нелле.
Участники рынка отмечают, что этот вид страхования неэффективен. “Его давно надо было отменить и ввести страхование ответственности перевозчика перед пассажирами. Затягивание этого вопроса приводит к коррупции и псевдотендерам”, – отметил Вячеслав Черняховский.
“В данном случае не имеет значения, в какой компании застрахованы риски, суть в том, что у пассажиров нет выбора. К тому же страхование пассажиров от несчастных случаев на транспорте в том виде, в котором оно есть сейчас, противоречит законодательству, в частности закону “О страховании”, – отметил президент Лиги страховых организаций Украины Александр Залетов. (РБК-Украина/Транспорт Украины и мира)