Вторая по размеру немецкая авиакомпания Air Berlin отказывается от хабовой модели, сообщает Aviation Week со ссылкой на гендиректора перевозчика Вольфганга Прок-Шауэра. Вместо стыковочных рейсов с центрами в Берлине, Дюссельдорфе и Пальма-де-Мальорке авиакомпания будет выполнять полеты по принципу point-to-point – не связанных между собой беспосадочных перелетов между парами городов.
Новая стратегия Air Berlin вступает в резкое противоречие с ее планами построить новый хаб с обширной сетью стыковочных рейсов в аэропорту Берлин-Бранденбург (сейчас хаб расположен в Берлине-Тегеле). Причин для смены стратегии оказалось несколько. Во-первых, отказа от хабовой модели потребовало сложное финансовое положение авиаперевозчика (по итогам шести месяцев его операционные убытки составили 190 млн. евро), для улучшения которого удобство стыковок пришлось принести в жертву эффективности.
Во-вторых, на планы авиакомпании повлияла постоянно откладывающееся открытие аэропорта Берлин-Бранденбург (Berlin Brandenburg International, BBI) , который до сих пор не готов к эксплуатации. По данным экспертов, его могут ввести в строй не ранее 2016 г., т. е. создавать хаб авиакомпании попросту негде.
В-третьих, Air Berlin, по сути, сама стала фидерным перевозчиком для своего влиятельно акционера Etihad Airways, базирующегося в Абу-Даби.
В рамках новой стратегии авиакомпания сможет продолжать выполнять часть стыковочных рейсов, однако их расписание будет подчинено принципу point-to-point. При этом Air Berlin намерена сконцентрироваться на рынках Германии, Австрии и Швейцарии, а также сохранить позиции в Пальма-де-Мальорке. Скажется ли новая стратегия на партнерстве немецкого авиаперевозчика с давним российским партнером S7 Airlines, неизвестно.
Помимо смены парадигмы Air Berlin предпримет ряд других шагов, призванных сократить издержки. Авиакомпания планирует закрыть 5 из 15 точек базирования экипажа, а также вместо планировавшегося расширения флота избавиться от 10 самолетов (сейчас их в парке насчитывается 144). Кроме того, Air Berlin проанализирует эффективность нынешней корпоративной структуры, в рамках которой ей подчиняются три дочерних перевозчика сохраняющие собственные брэнды, – австрийский Niki, швейцарский Belair и немецкий региональный LGW.
По планам руководства Air Berlin авиакомпания должна выйти на безубыточный уровень в 2016 г. (Авиатранспортное обозрение/Транспорт Украины и мира)