Процесс консолидации всех предприятий Государственной администрации железнодорожного транспорта Украины (“Укрзализныци”) в одно акционерное общество может занять от полутора до двух лет, сообщил первый заместитель генерального директора “Укрзализныци” Максим Бланк.
“Первый этап реформирования “Укрзализныци” будет проходить на протяжении полутора-двух лет. Его суть достаточно проста – это консолидировать все предприятия администрации, а их более сотни, в одно акционерное общество со 100%-ной собственностью государства. Без всякого размытия доли, без ближайших планов на привлечение капитала, за исключением долгового”, – сказал он, выступая на XVII Международном форуме участников рынка капитала в Одессе, организованном фондовой биржей ПФТС.
При этом, в ответ на уточняющий вопрос не является ли акционирование “Укрзализныци” первым шагом к приватизации предприятия, М. Бланк возразил, что в ближайшее время такого вопроса в повестке дня нет, ни относительно полной, ни частичной приватизации.
Подписанный 15 марта 2012 г. главой государства закон “Об особенностях создания государственного акционерного общества железнодорожного транспорта общего пользования” создал необходимую законодательную основу для реформирования железных дорог.
Кабинет министров Украины на заседании 25 июня утвердил постановление о создании акционерного общества железнодорожного транспорта.
Согласно документу, предприятие предполагается создать в виде публичного акционерного общества, 100% акций которого закрепляются в собственности государства без права отчуждения.
Новый субъект хозяйствования предлагается образовать путем слияния “Укрзализныци”, шести железных дорог, предприятий, учреждений и организаций железнодорожного транспорта общего пользования. Кроме того, в уставный капитал будут внесены акции, доли и паи, принадлежащие государству в компаниях, созданных при участии предприятий железнодорожного транспорта.
Создание АО предлагается проводить в соответствии с госпрограммой реформирования ж/д транспорта путем формирования вертикально интегрированных структур по видам деятельности: грузовые перевозки, пассажирские перевозки во внутреннем и международном сообщении, пассажирские перевозки в пригородном и региональном сообщении, содержание и эксплуатация инфраструктуры, предоставление услуг локомотивной тяги, ремонт подвижного состава, строительство и ремонт объектов инфраструктуры, проведения научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, содержание социальной сферы и пр.
С момента принятия указанного закона вопрос старта акционировния задерживался тем, что не было принято Кабинетом министров соответствующее постановление.
В октябре 2013 г. старший банкир Европейского банка реконструкции и развития (ЕБРР) Марк Магалецкий отмечал, что затягивание создания акционерного общества железнодорожного транспорта может сказаться на финансировании новых проектов со стороны ЕБРР. (Укррудпром/Транспорт Украины и мира)