Морские торговые порты (МТП) континентальной Украины компенсировали отечественной транспортной отрасли потерю крымских водных гаваней и удерживают рост производства. По итогам января-августа МТП увеличили перевалку грузов на 7,1% (до 91,2 млн. т) по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, говорится в сообщении Администрации морских портов Украины (АМПУ).
Но позитивная динамика наблюдалась далеко не во всех секторах. За указанный период выросла главным образом перевалка экспортных грузов (на 15,7% до 66,259 млн. т), зато импортных – сократилась на 15,5% (до 9,644 млн. т), транзитных – на 3,6% (до 14,46 млн. т), а контейнеропоток упал на 11,2% (до 450,4 тыс. TEU). Положительную динамику демонстрирует переработка наливных и сухих грузов, их поток возрос на 8,8% (до 9,964 млн. т) и 6,6% (до 59,271 млн. т), соответственно.
Общие результаты работы портов могли быть еще выше, если бы не снижение переработки руды, кокса, стройматериалов, а также химических и минеральных удобрений, сетует, анализируя ситуацию, начальник службы эксплуатации АМПУ Юрий Власов. Перевалка руды упала на 7,1% (до 21,3 млн. т), кокса – почти на 16% (до 997 тыс. т), а строительных грузов и минеральных удобрений – на 16,7% (до 2,3 млн. т) и 34,5% (2,7 млн. т), соответственно. Падение транзитного грузооборота Власов объяснил тем, что он был направлен преимущественно в направлении “Украина – Россия” (и обратно), и сейчас этот грузопоток объективно сокращается из-за ситуации в восточной части страны.
Что касается контейнерных перевозок, то, по мнению специалистов, они снижаются из-за дороговизны обслуживания в украинских портах. Президент Ассоциации контейнерных линий Украины Стефан Кленчу в ходе международного Черноморского контейнерного саммита – 2014, проходившего в Одессе заявил, что именно высокие расходы в портах страны препятствуют приходу новых судоходных операторов в Украину. Это уже привело к тому, что Украина в этом году потеряла позицию лидера черноморского региона в перевалке контейнеров. Он указывает на то, что обслуживание судна класса Post-Panamax вместимостью 6,5 тыс. TEU в украинских портах обходится в $100 тыс., тогда как порты Румынии и Турции берут $60 тыс., Италии – менее $40 тыс., а Греции и Египте – около $20 тыс. По словам специалиста, клиентов смущают не только высокие тарифы украинских портов, но и не соответствующий этим тарифам низкий уровень сервиса.
Сегодня АМПУ пытается привлечь грузопотоки за счет улучшения портовой инфраструктуры, в частности – проведения дноуглубительных работ в различных портах. Например, в порту “Южный” благодаря этим работам проходная осадка для судов увеличилась с 14,5 до 18,5 м. Это позволяет экономить время и деньги на дозагрузке судов на рейде, делая полную загрузку прямо у причала, говорит Юрий Власов. По его словам, повышение уровня проходимости должно увеличить количество заходов судов типа Capesize, похожие программы действуют и в других портах. Примечательно, что государство не забыло и о портах второго эшелона, и до конца года планирует увеличить проходную осадку для судов в восьми таких гаванях. Кроме того, сегодня Минифраструктуры работает на тем, чтобы упростить доступ к причалам и другой инфраструктуре в портах, а также планирует ввести единую прозрачную систему тарифообразования, заявил заместитель директора департамента государственной политики в сфере морского и речного транспорта Мининфраструктуры Роман Когут.
На сегодняшний день Минифрастуктуры ставит задачу улучшить условия работы по перевалке контейнерных грузов в портах. По словам Когута, сейчас ставится задача перетянуть часть контейнерного потока в с страну из румынского порта Констанца. Чтобы реализовать такие планы, Минифраструктуры разрабатывает специальные тарифы и рассчитывает упростить процедуру таможенного оформления, из-за которой в последнее время Украина теряла клиентов. Когут пояснил, что из-за коррупционной составляющей проверка грузов в контейнерах могла тянуться сутками, а в некоторых случаях простои доходили до одного месяца. Готовящаяся сегодня нормативно-правовая база предлагает возложить оплату простоя контейнера на таможенника, если будет доказана его вина.
Впрочем, по мнению участников рынка, для полноценного развития портов и привлечения грузовладельцев этих мер не достаточно. Генеральный директор компании “Бруклин-Киев” Юрий Губанков сообщил, что достаточно весомым фактором в развитии портового хозяйства является статус стратегических важных инфраструктурных объектов в порту. Например, устаревшие и недееспособные склады считаются стратегически важными объектами, но на практике государство только несет затраты на их содержание, а эффекта не получает. По словам Губанкова, нужно ускорить принятие правительственного законопроекта, исключающего из списка не подлежащих приватизации такого рода объектов: “Если этот документ примут, то государство получит прямые средства от продажи и дополнительные поступления в бюджет от аренды за землю вокруг этих объектов инфраструктуры”. В свою очередь инвесторы сами будут искать способ улучшить условия в порту для привлечения новых грузовладельцев. (Укррудпром/Транспорт Украины и мира)