Начальник КП “Киевский метрополитен” Виктор Брагинский рассказал об убыточности предприятия и какие он видит выходы, о том, когда отменят жетоны и когда в метро будет wi-fi.

– Каковы доходная и расходная части бюджета метрополитена?

– Когда я принял предприятие, плановый убыток на конец года должен был составить 724 млн. грн. За три месяца работы удалось провести оптимизацию и уменьшить эту цифру на 150 млн.

Мы уходим от фирм-посредников и стараемся проводить максимум работ своими силами. Например, на нашем вагоностроительном заводе. Сейчас доходная часть метрополитена на конец года будет 1 млрд. грн., а расходная – 1574 млн. При таких показателях пока с трудом хватает средств, чтобы вовремя выплачивать сотрудникам зарплату, рассчитываться за электроэнергию и нести обязательства по кредитным договорам.

– Что вы планируете делать для сокращения убыточности предприятия?

– Учитывая специфику метрополитена, у нас не очень много возможностей, чтобы повысить доход. Основные средства предприятия составляет профильная деятельность, то есть перевозка пассажиров. Также мы получаем прибыль от непрофильной деятельности – рекламы и аренды.

Но в общей финансовой структуре это незначительная часть. Например, по аренде – 16 млн. грн. в год. Этот показатель можно увеличить путем пересмотра тарифных ставок. Мы направили соответствующее обращение к городу.

– Насколько подорожание проезда поможет сократить уровень убыточности предприятия?

– Наш основной доход напрямую зависит от пассажиропотока. Соответственно, зависимость очевидная. А насколько удастся сократить убыточность за счет стоимости проезда, будет зависеть от тарифа, который установит город.

– И все-таки, сколько, по вашим подсчетам, должен стоить проезд в метро?

– Однозначно должна покрываться себестоимость перевозки пассажира. Для развития предприятия и модернизации предприятия нужно закладывать рентабельность. Ее размер, а также общую стратегию в этом направлении утверждает город.

– А какая себестоимость проезда сегодня?

– Себестоимость проезда сегодня составляет 3,11 грн. Доход от одного пассажира, с учетом льготных категорий, составляет 1,61 грн. Из 280,6 млн. грн., предусмотренной нам компенсации, мы получили только 96,7 млн. грн.

– Сколько ежедневно жителей столицы пользуются метрополитеном. Сколько среди них льготников (по данным за 2014 г.)?

– В среднем в день у нас 1,5 млн. пассажиров, чуть больше в будни, и соответственно меньше на выходных. Каждый четвертый из них – льготник.

– Будет ли повышена стоимость проездного параллельно с увеличением стоимости разовой поездки?

– Это было бы логично, но какое решение примет город, я не знаю. Естественно, у нас есть понимание того, что стоимость проезда по проездному должна быть меньше, чем стоимость разовой поездки. Но в то же время нужно предусмотреть лимит. У нас есть случаи, когда по проездному билету пассажир за месяц умудряется проехать больше 1 тыс. раз.

Но в среднем количество поездок 1 пассажира составляет 56-60. Я считаю, нам надо привязываться к конкретной цифре. Если провести аналогию, то так в свое поступили мобильные операторы.

– В каком состоянии находится подвижной состав метрополитена? Расскажите о планах обновления или модернизации подвижного состава.

– В метрополитене еще эксплуатируются вагоны класса “Е” 1960-х годов выпуска, 95 из них уже модернизировали. Проект очень успешный. После проведения работ, мы получили экономию электроэнергии, повысился уровень безопасности и комфорта для пассажиров. Поэтому мы стараемся максимально ускорить проведение второго этапа модернизации. Еще 50 вагонов по этой же программе “зеленых инвестиций” планируем сделать за год.

В то же время к концу 2015 г. дефицит на линии будет порядка 25 поездов. Исходя из нашей сегодняшней финансовой ситуации средств на покупку новых составов не предусмотрено, поэтому основной вариант обновления состава именно модернизация.

– Когда планируете полностью отказаться от жетонов?

– Это во многом зависит от сознательности пассажиров. Мы пытаемся донести до них преимущества электронных билетов разными способами. Отказ от жетонов выгоден и удобен как пассажирам, так и метрополитену. Я думаю, что полный переход на карточку будет в следующем году.

– Когда будет введен единый электронный билет?

– Метрополитен большей частью уже готов к его внедрению. Вопрос в наземном транспорте. Там нужно начинать практически с нуля. Поэтому сейчас разрабатываются технические задания. Как только город одобрит, я думаю, что нам понадобится год-полтора для реализации этого проекта.

– В последнее время значительно участились случаи ложного минирования станций. Как отражаются на работе метрополитена подобные случаи? Отразились ли подобные “минирования” на общем пассажиропотоке? Какие убытки метрополитен несет из-за таких случаев?

– В первую очередь, подобные “минирования” плохо отражаются на моральном состоянии сотрудников метрополитена. Каждое минирование – это стресс. Персоналу необходимо полностью перестраивать график движения поездов. Соответственно, это дискомфорт и для пассажиров.

Особой динамики падения пассажиропотока из-за таких “минирований” мы не наблюдаем. Ведь пассажир, который планировал ехать на метро, воспользуется соседней станцией.

– Готов ли сегодня метрополитен выполнять функции бомбоубежища? Проводились ли какие-либо подготовительные работы в этом направлении ввиду военных действий в стране?

– Мы регулярно проводим такие работы. Сразу после моего назначения на должность мы пересмотрели все инструкции. Также были проведены соответствующие учения.

Метрополитен способен укрыть порядка 200 тыс. человек, в среднем до 1400 людей на одной станции. Находиться в подземке можно будет до 48 часов.

– Когда можно ожидать Интернет на всех станциях метрополитена?

– По внедрению Wi-fi уже проведен конкурс. Ориентировочно для реализации проекта нужен год. Мобильная связь и мобильный Интернет на перегонах будут внедряться параллельно. (РБК-Украина/Транспорт Украины и мира)

Добавить комментарий